Ну, что же, День Знаний отпраздновали, пожелали педагогам, родителям и детям крепких нервов и снова в бой.
Для меня по-прежнему 1 сентября является началом нового года. Школа, университет и преподавательская деятельность прочно закрепили это в сознании. Да и возросшее количество вопросов в личных сообщениях о том, стоит ли переезжать в США из-за образования, показало, что пора высказаться на эту тему. Поделюсь с вами причинами, по которым люди хотят иммигрировать в США.
1. Токсичная школа. Пожалуй, 1 сентября и несколько дней после остаются самыми желанными учебными днями для детей, а потом наступает рутина: у учителей сдают нервы, дети утопают в домашних заданиях, а родители разрываются между кружками, продленками и репетиторами. Школа отнимает слишком много сил.
Причины:
- “Чем больше, тем лучше” - это принцип, которым руководствуются родители, выбирая для своих детей дополнительные занятия, кружки и репетиторов. Однако далеко не все задумываются о том, что дети тоже могут уставать и нужно прислушиваться к их выбору и интересам.
- Стандарты, отчеты, новые программы, которые душат учителей, мешая заниматься своей профессиональной деятельностью. Знаю не понаслышке, что абсолютное большинство новых нормативных актов в сфере образования оторвано от реальности. В них нет места личности ребенка. Следовательно, бумажная работа только отнимает время учителей.
2. Профессионально непригодные педагоги. Надеюсь, вы или ваши дети не сталкивались с такими. Однажды на курсах повышения квалификации для учителей начальных классов, где я преподавала, училась педагог с 23-летним на тот момент стажем работы. Она с умилением рассказала одну историю. В конце первого полугодия в первом классе, когда еще не ставят оценки, она решили подвести итоги весьма нетрадиционным способом. Пяти ученикам, которые по ее мнению, учились и вели себя хуже всех, она маркером на лбу нарисовала единицу. Так она хотела убить двух зайцев: поставить оценки и показать смысл поговорки “Хоть кол на голове теши”. Ее спасло то, что одним из тех, у кого на лбу оказался кол, был сын местного депутата, который, на удивление, не хотел раздувать скандал. Кстати, эта учительница работает по сей день. Внешне - милейший человек. Но своего ребенка я бы ей точно не отдала.
Причины:
- Низкий уровень профессиональной подготовки.
- Ошибка в выборе профессии.
3. Профессионально деформированные педагоги. Согласитесь, что “училку” видно издалека. Чтобы ни происходило, она или он всегда правы. Педагоги самоутверждаются за счет детей, а модель поведения, в которой он/она всегда прав/а, переносится на все сферы жизнедеятельности.
Современные школьники и школьники 30-летней давности - абсолютно разные люди, которые выросли в разные эпохи. Это мы еще сидели в библиотеках и писали конспекты. Сейчас есть Интернет. В любой момент ученик может найти ответ на любой вопрос. В этой ситуации изменяется роль учителя. Он уже не носитель нового знания, а своего рода “проводник”, который научит добывать и использовать новое знание в жизни. И здесь правила “Есть моя точка зрения и неправильная” или “Учитель всегда прав” не работают.
Ко мне приходили десятки студентов из разных городов России, которые поступили в столичный вуз, но боялись дискутировать на занятиях, поскольку их учителя в школе часто повторяли: “Вы неправильно думаете”.
Причины:
- Профессиональное выгорание. Психологи рекомендуют каждые 3-5 лет менять место работы. Увы, у учителей такой возможности нет, если они хотят годами работать с одними и теми же классами.
- Неадекватная самооценка.
4. Сравнения. В любом учебнике по педагогике написано, что нельзя сравнивать ребенка с другими. Нужно сравнивать только с самим собой. Об этом педагоги быстро забывают. А потом начинается: девочка-отличница, которую одноклассники ненавидят только из-за того, что учитель бесконечно ставит ее в пример, двоечник с отвратительным поведением, котрый, по мнению педагога, будет работать дворником. Учителя забывают, что в пример можно приводить успешных людей, еще лучше современников. Дети должны видеть истории успеха других и верить в то, что у них тоже получится. Именно так формируется мотивация успеха.
Причины:
- Неумение педагогов использовать различные методики воспитания и развития личности.
- Усталость. Простая человеческая усталость.
5. Бесперспективность высшего образования. Ни для кого не секрет, что высшее образование в России стало практически обязательным и общедоступным. Абитуриенты поступают не туда, где могут получить желаемую профессию, а куда хватило баллов. Так появляются горе-специалисты, ненавидящие свою работу и получающие очередное высшее образование в поисках себя. А самое главное то, что наличие этого высшего образования, или даже нескольких, не дает гарантии получения хорошей работы.
Причины:
- Возможность купить любой диплом в 90-е гг обесценила высшее образование как таковое.
- Огромное количество вузов (даже несмотря на то, что их количество сократилось в разы) формально “штампует” специалистов, чья подготовка абсолютно далека от практики.
Пожалуй, последнее, является одной из самых весомых причин, по которым семьи готовы иммигрировать в США.
От российской системы образования убегают в надежде на то, что ребенок будет с радостью ходить в школу, не бояться высказывать свое мнение, не распыляться на все и сразу, а освоит профессию для будущего в стране, где ценится высшее образование.
Нет смысла сравнивать российское/советское и американское образование по принципу “лучше-хуже”. Не лучше и не хуже. Американская система образования другая. О достоинствах американской школы я писала здесь. О советском и российском образовании можно говорить много и еще больше - спорить. Я просто поделилась с вами причинами, по которым российские семьи готовы иммигрировать в США.
Как вы думаете, является ли образование весомым поводом для переезда в США?