Ежедневно на экраны выходит множество фильмов детективного жанра, а в сериалах подобного направления и вовсе погрязнуть можно. Однако остаются вне конкуренции те самые фильмы, на которых росли целые поколения. В них нет спецэффектов и "глумливых" хамовитых всезнаек-сыщиков, по типу героев "Элементарно", "Нюхач", "Метод" и др.. Это советские детективы. В них всегда четко прослеживается линия борьбы добра со злом. В главной роли - обычный советский милиционер без сверхъестественных способностей, просто умный, талантливый, отзывчивый и радеющий за справедливость - за ту справедливость, которая всегда стоит на страже закона. Эти фильмы отличает особенная человечность, поэтому они кажутся такими родными. Вот только несколько подобных картин, которые бы я рекомендовала к просмотру. Я, из поколения 90-ых, росла на них, и сегодня с удовольствием пересматриваю раз за разом.
Ларец Марии Медичи
В этой киноленте (а именно так мне более приятно называть советские фильмы) есть все: и драма, и история, и преступление, и погоня, и даже немного юмора.
Сюжет: в милицию поступает сообщение о пропаже иностранного гостя. Группа сотрудников начинает расследование. Попутно выясняется, что господин Свиньин - пропавший гражданин, имел непосредственное отношение к предметам искусства и даже намеревался нелегально переправить некоторые из них за рубеж. В ходе следствия также выясняется, что Свиньин причастен к похищению у пожилой женщины старинного ларца, история которого окутана легендой. В нем содержалась информация о сокрытых сокровищах. Пропавший долго охотился за раритетом, пролил из-за него много людской крови, многим погубил жизнь, за что охотников отомстить ему было достаточно. В итоге, следователи находят тело Свиньина, он поплатился за свою жадность, найдет и ларец, который помог отыскать талантливый ученый-историк Березовский. Однако месторасположение сокровищ так и осталось неизвестным.
Картина "Ларец Марии Медичи" вышла на советский экран в 1980 году. Здесь показана и работа следователей, и работа экспертов - все пронизано исключительным профессионализмом и это без современных лабораторий, как, например, в сериале "След". Показан ежедневный кропотливый труд. Особое внимание в фильме уделяется роли преступника - есть здесь и хитрый злоумышленник, который ради того, чтобы избавиться от мерзкого прошлого, убивает человека, есть здесь и преступник "по глупости", который просто запутался, заврался, а потому поплатился жизнью.
Есть здесь и великолепные для взгляда пейзажи - например, Павловск. Из фильма можно почерпнуть немножко исторических сведений. Помню, как мне сразу захотелось пойти в библиотеку после просмотра и посетить царский пригород Санкт-Петербурга.
В фильме снимались такие замечательные артисты, как: Валерий Рыжаков, Клара Лучко, Эммануил Виторган, Евдокия Урусова, Всеволод Сафонов и другие.
Возвращение Святого Луки
...Пожалуй, не менее интересная кино лента, как и "Ларец Марии Медичи". По мне, они даже чем-то схожи - возможно, в историческом плане - в обоих случаях расследование разворачивается вокруг предмета искусства. Только если в пером фильме это был ларец, то здесь картина известного художника Франса Халса.
Сюжет: из музея похищена старинная картина с изображением Святого Луки. За расследование принимается группа, которую возглавляет следователь полковник Зорин ( к его персоне мы еще вернемся). Дело запутанное, но и оно постепенно начинает раскрывать все свои тайны. Картину похищает группа, собранная инженером Лоскутовым, который промышляет спекуляцией старинными иконами. Он "нанимает" беглого зэка по кличке "Граф", который, узнав о недобропорядочности нанимателя, решает обмануть Лоскутова. Он заказывает вольному художнику написать копию картины и отдает ее инженеру, сам же преступник пытается выудить деньги и у нанимателя, и у покупателя картины, с которым сотрудничал Лоскутов. В итоге, полковник Зорин узнает, как и кто совершил преступление. Лоскутов разоблачен, Граф пойман, а картина возвращается на свое место в музее.
Фильм был снят в 1970 году, в нем сыграли великие артисты: роль бессменного полковника Зорина (почему бессменного, вы поймете чуть позже) блистательно воплотил на экране Всеволод Санаев, безошибочно был подобран и артист на роль "Графа" - Владислав Дворжецкий (преступник с достоинством и своими правилами, например, не убивать), подругу и Графа, и Лоскутова сыграла несравненная Екатерина Васильева, Олег Басилашвили сыграл подлеца Лоскутова, а роль его приспешника, мелкого преступника "Червонца", к слову, досталась будущему сыщику фильма "Ларец Марии Медичи", артисту Валерию Рыжакову.
Фильм получился запоминающимся, динамичным, неповторимым. Здесь представлена целая галерея характеров: от подлеца до самоотверженного представителя правоохранительных органов. Не запомнить этот фильм невозможно!
Версия полковника Зорина
Как раз возвращаясь к персоне полковника Зорина. С этим персонажем связано несколько кино шедевров, в частности и фильм "Версия полковника Зорина", снятый в 1978 году.
Сюжет: совершена кража в ювелирном магазине, через какое-то время находят труп мужчины, в носке которого спрятана подвеска - одна из украденных. Следствие ведет легендарный полковник Зорин. Он распутывает преступный клубок и сталкивается с достойным противником - хитроумным преступником, часовщиком. Вычислить которого и поймать, по сути, на краденном, удается благодаря наблюдательности и интуиции сыщика. Часовщика подводит невнимательность к деталям и храп... Да-да храп. В итоге, преступник оказывается за решеткой.
Фильм насыщен различными дислокациями, кусочки пазла собираются один за другим. Психологическому противостоянию добра и зла в лице сыщика и преступника уделено особое внимание. "Кто же кого!", - все время просмотра фильма данный вопрос не выходит из головы. Зритель находится в постоянном азартном напряжении. Это ли не блистательная работа, это ли не достойный детектив.
Дело Румянцева
О, несравнимый Алексей Баталов. Я испытываю особые добрые искренние чувства к этому артисту. Он смог воплотить на экраны столько замечательных разнообразных многогранных персонажей. Одним из них стал шофер Саша Румянцев. Простой советский парень, случайно попавший в центр преступного клубка. Этот фильм стал одним из первых в Советском Союзе, созданный в детективном жанре - на экраны вышел в 1955 году.
Сюжет: Саша Румянцев работает на грузовике. Честный труженик однажды подвозит незнакомую девушку. Спасая собаку, попадает с девушкой в аварию. Пока прекрасная спутница выздоравливает, молодой человек регулярно навещает ее, влюбляется. И вроде бы все должно сложиться хорошо, как в тех сказках: "и жили они долго и счастливо". Но Сашу продолжают преследовать неприятности. Он, сам того не зная, становится участником преступления - доставляет не тот товар не тем людям, в итоге его называют главным преступником. Здесь то и раскрывается, кто ему друг, а кто враг. Саша пытается доказать свою невиновность, но, побывав под следствием, общество не принимает его, называет "уголовником", а ведь он ни в чем не виноват. Параллельно с Сашей честное следствие ведет и сотрудник правоохранительных органов, для которого слово "честь" не чуждо. В итоге и следователь, и Румынцев находят преступников. Имя водителя очищено и, наконец, приходит время для той самой фразы: "и жили они должно и счастливо".
Несмотря на главную сюжетную линию в фильме рассказывается несколько историй о людях, например, о друге Румянцева шофере Евдокимове, который усыновляет беспризорного мальчишку, или о другом шофере в исполнении (что для меня стало творческим шоком) Евгения Леонова, который побоялся запачкать биографию и так не помог другу в установлении правды...
В фильме снялось множество замечательных актеров: Аркадий Трусов, Николай Крючков, Сергей Лукьянов, Геннадий Юхтин и другие. Важно отметить, что неспроста этот фильм был удостоен премии с говорящим названием "Премия борьбы за нового человека" Международного фестиваля в Карловых Варах. Борьбы! Как же точно!
Золотая мина
...Это моя особая любовь. Фильм состоит из двух частей. Несмотря на то, что он был снят в 1977 году, он отличается от других детективов. Более живой, в чем-то резкий, с экспериментами по внедрению в банду (молодая сотрудница милиции под видом клиентки) или проворачивание этаких ролевых ситуаций.
Сюжет: из тюрьмы бежит зэк. Спустя какое-то время на дороге обнаруживают сбитого человека. Сотрудники милиции устанавливают, что это не было случайностью. Через какое-то время на товарища потерпевшего совершается нападение. Распутывая одно преступление за другим, следователи связывают его с кладом, скрытым в фундаменте одной дачи и белым зэком. Милиционерам приходится прибегать и к хитростям, и к уговорам, и к перевоплощениям, чтобы раскрыть всю преступную цепочку. В итоге, добро побеждает...
В фильме представлен отличный актерский состав: Михаил Глузский, Олег Даль, Любовь Полищук, Лариса Удовиченко, Игорь Дмитриев. В ленте показана работа сыщиков - и опытных, и молодых. Здесь есть место и преступлению, и переживаниям обычных людей и сотрудников милиции, оттого фильм становится еще более живым, родным, человечным, а значит, уникальным, тем более по нашим временам. Ведь все это без пафоса, излишней показной чувствительности.
Петровка 38 и Огарева 6
Да, это два фильма. Детективы связаны одной группой оперативников, главные роли которых исполнили наши любимые "Офицеры" - Василий Лановой и Георгий Юматов.
Сюжеты детективов разнятся преступниками и линией расследования. Но есть особенно важное в этих лентах - в отличие от других, представленных в этом материале, здесь гибнет один из главных милиционеров, другого ранят. Впервые мы сталкиваемся с тем, на какие жертвы идут сотрудники правоохранительных органов в борьбе за справедливость. Впервые мы чувствуем этот трагизм, впервые плачем, осознавая, сочувствуем и печалимся. Жанр "кино-детектив" выходит на новый уровень.
Название фильмов выбрано не случайно - на Петровке 38, по крайней мере на момент съемок (1980г.), располагался московский угрозыск, а на Огарева 6 - управление МВД СССР.
Фильмы насыщены событиями и героями, это детектив в реальном масштабе мест, характеров, хитростей. Это фильм о дружбе и преданности! Очень искренний. Кино ленты впечатляют и захватывают.
Итак, занимайте свои места и наслаждайтесь! Это время вы не проведете зря! Поверьте!