Найти тему
Start in Finance

Синдром упущенной выгоды (FOMO)- болезнь инвесторов 21 века

Сам термин FOMO (Fear of missing out, страх упущенных возможностей) придумал и популяризировал в 2004 году Патрик Макгиннис, американский венчурный капиталист и писатель.
Автор фото helloimnik, фото с unsplash.com
Автор фото helloimnik, фото с unsplash.com

FOMO - это усугубляемый соцсетями безотчетный страх, вызванный ощущением, что у других все складывается лучше, чем у вас. То есть под активным давлением общества человеку начинает казаться, что он упускает возможности или некий положительный опыт и нужно срочно что-то делать и следовать за толпой.

FOMO пронизывает все сферы жизни: страх не посетить важную вечеринку, открытие нового ресторана, не встретиться с нужными людьми, в компьютерных играх - не получить какие-то предметы, доступные только в определенный промежуток времени, и даже стать изгоем, и, конечно, в инвестициях - пропустить хайповый рост каких-то акций, биткоинов, когда, кажется, что все вокруг делают на этом состояния.

По некоторым оценкам синдрому FOMO подвержено около половины всего общества, чем, конечно, пользуются маркетологи и рекламные компании.

В финансовой сфере это особенно ярко заметно. FOMO, пожалуй, стал одним из основных факторов, повлиявшим на стремительный рост количества частных инвесторов, популяризацию брокерских приложений, таких как Robinhood, и резкий рост стоимости некоторых акций, фундаментально выглядящих не особенно привлекательно (как Virgin или даже Tesla). 

Классический FOMO-эффект в действии был продемонстрирован в начале этого года в ЗПИФ ФПР: активная «реклама» в соцсетях, появление телеграм-каналов, посвященных этому фонду, постоянные комментарии из разряда «фонд-ракета, берем на всю котлету, давай в кредит!». И вот уже многочисленные «подписчики», боясь упустить шанс на кратный рост капитала, вошли в фонд на самом его пике...за которым последовало падение и разочарование.

Bank of America ведет всемирный список FOMO-акций, рекомендуемых им к покупке. На сегодня это 15 компаний из Восточной Европы, Средней Азии и Африки. А из России в этот перечень попал... Газпром!

В угоду времени на Нью-Йоркской фондовой бирже в мае этого года появился и активно управляемый FOMO ETF, инвестирующий практически во все, что можно и находится в данный момент «на слуху» (мемные акции, криптовалюту и прочее). Однако, его рост за лето составил всего около 3%.

Подводя итоги, хочу сказать, что чем сильнее Интернет и соцсети проникают в вашу жизнь, тем сложнее становится бороться с FOMO. Его существование надо признать и стараться избегать эмоциональных покупок. Как сказал финансовый консультант И.Файнман: «Перестать слушать инфошум и вести себя осознанно, как в инвестициях, так и в жизни».