На восточном берегу бухты Петрокрепость в Ладожском озере расположено рыбацкое село Кобона. Осенью 1941 года Кобона стала важнейшим перевалочным пунктом Дороги Жизни.
Сюда, на Большую Землю по Ладожскому озеру прибывали с западного берега Ладоги эвакуируемые из блокадного города ленинградцы. Отсюда они отправлялись дальше на восток. Со всей страны в Кобону для дальнейшей отправки в Ленинград везли всё необходимое для того, чтобы осаждённый город мог жить и сражаться. Летом 1942 года был построен Кобоно-Кареджский порт, причалы которого протянулись вдоль берега озера от Лаврово до Кареджской косы. Это позволило значительно увеличить пропускную способность Дороги Жизни и улучшить снабжение Ленинграда.
В Кобоне в церкви Святителя Николая Чудотворца располагался эвакопункт, где размещали, обогревали и кормили прибывших с западного берега Ладоги ленинградцев. По некоторым подсчётам, через здание церкви прошло около миллиона человек.
На противоположном от церкви берегу Староладожского канала установлена памятная стела. На ней написано: «Через Кобону шла Дорога жизни. Она прорвала фашистскую блокаду, соединила сердце Ленинграда с родной Москвой, с Советскою Отчизной. 1941-1943».
На берегу Новоладожского канала и реки Кобоны установлен автомобиль ГАЗ-АА (полуторка). Машина была выпущена на Горьковском автозаводе в 1937 году, во время войны работала на Дороге Жизни, провалилась под лёд и пролежала на дне Ладоги больше 70 лет. В 2014 году силами энтузиастов полуторка поднята со дна озера, восстановлена и установлена на берегу Кобоны.
Для эвакуируемых ленинградцев избавление от голода и холода иногда приходило слишком поздно, и они умирали уже на Большой Земле. В южной части Кобоны на восточном берегу Староладожского канала находится братское захоронение погибших и умерших на Дороге Жизни. На надгробном камне надпись: «Советским воинам и жителям Ленинграда, погибшим в 1941-1944 гг». Братские захоронения есть и в Лаврово и в других населённых пунктах вдоль Дороги Жизни.
В селе Верола сохранились руины церкви Николая Чудотворца. В годы войны в здании церкви располагалась авторемонтная мастерская, обслуживавшая Дорогу Жизни.
Рядом с деревней Выстав в годы Блокады располагался военный аэродром, на котором базировался 13-й (затем 4-й гвардейский) истребительный авиаполк ВВС Балтийского флота. Главной задачей полка было воздушное прикрытие Дороги Жизни на Ладожском озере. Сейчас в южной части Выстава восточнее шоссе Дусьево – Сухое находится братское захоронение лётчиков, которое является также символической могилой пилотов, погибших в боях над озером. На гранитном камне написано: «Летчикам-балтийцам, защищавшим Дорогу жизни и погибшим в боях за Ленинград в 1942 г». Здесь же мемориальные доски с именами павших.
В деревне Дусьево, где Дорога Жизни пересекает современное Мурманское шоссе, стоит памятник водителям Дороги Жизни, который называют ещё памятником блокадной полуторке. Грузовик из белого камня движется по ледовой трассе. Рядом необработанный валун с надписью: «Неизвестному шофёру, отдавшему жизнь за Родину в Великой Отечественной войне».
До февраля 1942 года перевозки между Кобоной и железнодорожной станцией Войбокало осуществлялись автотранспортом, а в середине февраля началось движение по железнодорожной веткеВойбокало – Кобона. Она была построена нечеловеческими усилиями железнодорожников и сапёров, в том числе женских строительных батальонов. Строили, несмотря на морозы, метели и вражеские обстрелы. В память об этих событиях на станции Войбокало установлена стела со схематическим изображением железнодорожной ветки до Кобоны.
Публикации моего канала перечислены здесь.