После удачного исхода дел при Креси англичане двинулись вглубь Франции. Враги были практически истерты в пыль, и Филипп понятия не имел, кого выставить против английской армии, которая почти без потерь выиграла 2 сражения подряд - немного раньше была битва при Обероше.
У Эдуарда было два варианта продолжения войны - объединиться с фламандцами (это было в планах ещё до Креси), укрепиться в Кале, и заправлять в гавани. Так Англия бы укрепила свои позиции. Второй, более амбициозной целью был Париж. Нельзя сказать, как именно тогда обстояли там дела. Скорее всего там творился полный хаос, да и потери были просто шокирующими. Новую армию светило Франции собрать лишь на следующем ходу... кхм, то есть, году =)
Эдуард взял курс на Кале. Это была стратегически важная точка, она обеспечила бы хороший тыл и поставки провизии и боеприпасов. Также это позволяло контролировать побережье. До Кале Эдуард дошёл в октябре 1346 года. Прямо перед носом англичан город закрыл ворота, и те начали осаду.
Кале тогда окружала двойная стена и ров, а земля вокруг была сильно заболоченной, так что установить осадные орудия было сложно - ну, сколько весил требушет и снаряды к нему вы, думаю, можете представить. Англичане не знали о количестве солдат внутри, и не рискнули брать город приступом. Да и разрушать башни и стены цели не ставилось, город нужен был в целости и сохранности.
Решено было брать Кале измором, как делалось раньше. Эдуард расположился к западу от крепости, а отдельные отряды контролировали южные дороги.
С контролем гавани же возникли трудности - основные морские силы Эдуарда находились или на родине, или во Фландрии, и какое-то время провиант в Кале подвозился французами беспрепятственно. Это было чудом (ну, или оплошностью) после морского разгрома при Слейсе.
Командующий французским гарнизоном ом Жан де Вьен также вывез из города женщин, стариков и детей. Было проявлено благородство, и армия осаждающих не стала этому препятствовать - хотя с одной стороны, меньше народа =больше еды осажденным, но с другой - убивать своих будущих подданных...
Осада предполагалось долгой. Настолько, что Эдуард выстроил рядом с Кале новый город, Нувилль (он существует и сейчас). В основном, он нужен был для зимовки, он даже имел свой регулярный рынок.
2 месяца король Франции отмалчивался по поводу осады, видать ещё не отошёл от Креси. И только к марту 1347 он все же решился попросить помощи у церковников и дворянства. Те откликнулись на запрос незадачливого монарха, словно того и ждали, и к началу похода Филипп стоял во главекрупного войска, численно превосходя Эдуарда. Однако, чтобы добраться до Кале, Филипп надо было пройти через земли фламандцев, чего сделать было затруднительно, и 27 июля французские войска встали 5 миль западнее Кале.
Тем временем, Эдуарду надоело смотреть, как французские корабли под его носом помогают осажденным, и он решил отрезать морской путь к гавани. На отмели был возведён форт Рисбенк с метательными орудиями, а вдоль пути были поставлены дамбы и волнорезы, которые препятствовали ходу кораблей.
Филипп на решающее сражение так и не решился, он подумал, что его позиция слишком невыгодна, и вступил в переговоры с противником, рассчитывая выманить уступающее в численности войско в менее выгодное для них место. Но в итоге все переговоры закончились отступлением французских солдат, и уже ночью 1 августа они быстро свернули лагерь , убравшись восвояси. А люди со стен Кале, видя, что вроде бы пришла подмога, ждали помощи. Увы, судьба город был брошен и обречен. Делать было нечего - войско, собранное для деблокады, ушло прочь , оставалось сдаваться.
Да и , согласно средневековым "понятиям" , если сюзерен не спешил защищать свою собственность, будь то крепость, замок или город, то, в принципе, гарнизон охраняемого объекта становился свободным от обязательств перед ним.
Защитники Кале были помилованы. Нобилитету пришлось прогуляться до Эдуарда с веревками на шее пришлось пешком - вручить ключ от города Эдуарду ключи от города.
Жители Кале легко отделались, это было бы глупо, репрессировать будущих английских горожан. Однако, изначально все 6 благородных господ должны были быть казнены , но за них вступилась сама королева Англии.
На следующие 211 лет Кале стал частью Англии.
Вскоре между Филиппом Валуа и Эдуардом Плантагенетом было заключено перемирие до следующего лета. Ах, кто бы тогда знал, чем обернётся 1348 год, война по сравнению с этим окажется просто небольшой заварушкой.
Больше интересного на Youtube