Недавно на Болотной набережной установили скульптуру Урса Фишера «Большая глина №4». У москвичей благополучно бомбануло.
Автор изобразил глину, рабочий материал скульптора, в самом начале работы. Даже отпечатки пальцев сымитировал, но наших людей не проведёшь заумными словами о современном искусстве, го* но оно и в скульптуре го* но.
Больше всего возмутились, как обычно, коммунисты. Это, конечно, не новость – товарищи с 1930-х годов ничего, окромя соцреализма не кушали. Вот у них организм и не принимает другой пищи.
Глава общественного совета при министерстве культуры сказал, что скульптура не соответствует «стратегии национальной безопасности». Думаю, нужно срочно придумать закон о недопущении иностранного вмешательства в отечественную скульптуру! Скульптор Салават Щербаков сказал, что скульптура «оскорбительная и чужеродная».
Что ж, не скажу, что я в восторге от Большой глины, но что-то интересное в ней есть.
К сожалению, столице везёт на самодуров. Советская власть беспощадно уничтожала старую Москву ради "пролетарской архитектуры", проспектов, памятников Ленину. При Лужкове расширяли проспекты, кольца, сносили Москву, а строили торговые центры. Зураб Церетели, друг Лужкова, сделал отвратительный памятник Петру I.
Окончание эпохи Лужкова, к сожалению, не совпало с окончанием издевательства над городом. Как и прежде, сносят историческую архитектуру и возводят отвратительные памятники.
Салават Щербаков, новый придворный скульптор, подарил нам весьма сомнительные памятники патриарху Гермогену, князю Владимиру, Михаилу Калашникову. И каждый, словно шрам на теле Москвы.
Говорят, изначально памятник князю Владимиру должен был быть еще больше и ЮНЕСКО заявило, что Кремль может лишиться статуса всемирного наследия, но в итоге всё обошлось. Памятник Калашникову, на котором знаменитый инженер, выглядит, как «браток» из 90-х, ознаменовался ещё и ошибкой – вместо автомата Калашникова, на барельефе скульптор изобразил немецкую винтовку.
Не знаю, как для Вас, а для меня «оскорбительны» работы Салавата Щербакова, а не Большая глина.
Фишер многогранный художник. Как скульптор Фишер ломает парадигму нашего восприятия скульптуры. В галерее скульптура занимает место, а он роет яму. Скульптура самый долговечный вид искусства – он делает статуи-свечи. Из бронзы делают человека – Фишер оставляет "естественную фактуру" материала.
Большая глина, конечно, может не нравится. Сам Леонардо Да Винчи когда-то тоже был резко против скульптуры Давида Микеланджело. И всё же иногда нужно раздвинуть рамки, сломать модель, в которой скульптура – это Ленин, а картина – Богатыри.
Скоро Большая глина №4 уедет в следующий мегаполис, а памятники Калашникову и Петру I с нами надолго...