После кризиса пандемии человечеству грозят новой реальностью, где уровень социального размежевания будет совершенно другим, чем до кризиса. Кроме того, стоит понимать, что вирусный кризис возник, как следствие политико-экономического кризиса и непременно будет иметь продолжение: в области финансов, политики, торговли и т.п.
Никуда не денется и обострение конкуренции, особенно важное для России, утратившей ресурсные сверхдоходы.
Сфера туризма, важна для России по многим соображениям
- Как место, где создается много рабочих мест, причем, в наименьшей степени подверженных давлению госмонополий. Пока этому сегменту экономики не видно альтернативы, за него надо бороться.
- Как место культурного обмена, важного для симулирования обучения и развития.
- Как один из способов монетизации собственной богатой истории и природных красот. Параллельно стимулируется транспортная доступность и строительство.
- Власти получают стимул прибираться в городах и гонять вандалов.
Наконец, туристы тратят в стране совершенно не лишние для экономики деньги, в случае внешнего туризма, к тому же, привозя их из других стран. Приятны и прочие мелочи, в виде наглядного противостояния «народной дипломатии» враждебному для страны «закордонному официозу».
Каким образом надо спасти отрасль, попавшую из-за вируса в сложное положение?
- Прежде всего, Россия должна быть максимально безопасной. И, по факту, и по рекламе. Точно также нужна антиреклама конкурентов, опять же не чрезмерно удаленная от фактов.
- Все усилия по повышению скорости, комфортности и строительству гостевой инфраструктуры должны быть продолжены, хотя призывать к тому и иметь возможности – совсем разные вещи.
- Если инфопотоки трубят про социальную дистанцию, то под ее требования надо приспосабливать бизнес. В транспорте надо зонировать места под семьи и индивидуальных путешественников, искать и находить способы индивидуальной доставки, альтернативные прежним. Точно также, гостям надо предлагать индивидуальное обслуживание, индивидуальное питание и экскурсии. Причем, с вариантами коллективных мероприятий – но при добровольном желании и повышенной медицинской страховке.
- Никуда не деться и от автоматизации, хотя ее нужно делать разумной. Это означает – что всегда должен быть выбор между человеком и автоматом, будь это официант или дрон доставки, механический или живой экскурсовод и т.д.
- Роль государства и не только в том, что оно должно стимулировать строительство инфраструктуры, но и поддерживать инфраструктуру информационную. В идеале смотрелось бы нечто, наподобие «Госуслуг», где для туристов агрегировались бы все предложения, от гостиниц, до услуг частных экскурсоводов, таксистов и любых желающих «приобщиться» к обслуживанию туристов. Задачей турагентств, станет набор услуг для туристов, от трансфера к месту проживания и обратно, через услуги проживания и набор экскурсий. Турагентство трансформируется в своеобразного логиста, где «грузом», определяющим свой маршрут станет сам турист. При этом, оно же обеспечивает рейтингование исполнителей, построение новых маршрутов, выступает представителем страховщика. Наконец, все можно свести и к своеобразной бирже, где наборы туристических услуг конкурируют между собой за деньги клиента, а предложения клиента – в качестве бюджета, являются поводом для построения подобных наборов.
По большому счету, можно ничего не делать, поскольку либо человечество вымрет от новой заразы, приобретет к ней массовый иммунитет или подсядет на очередную вакцину. И все, на время, вернется на привычный круг. Проблема в том, что может получиться, как с нефтью и газом. Глобальные конкуренты смогут удешевить собственные маршруты и придумать для туристов нечто комфортное, завлекательное и дешевое, оставив Россию без должного внимания и переманив к себе деньги ее граждан. Плюс к тому – придти на отечественный рынок, лишив россиян работы и доходов под видом инвестирования в находящийся в упадке рынок.