Издавна повелось, что всякий старинный замок должен иметь подземный ход, по которому его обитатели могли бы в случае штурма незаметно спастись бегством. Екатерининский и Александровский дворцы в Царском селе в этом отношении уникальны. Потайные подземные ходы от них приводят в настоящее современное метро.
Таинственная стройка
В мае 1905 года Александровский и Фермский парки в Царском селе закрылись для публики. Вокруг них был установлен забор и натянута колючая проволока, выставлены казачьи посты и организовано постоянное патрулирование. Прошел слух о том, что в парках развернуты строительные работы в связи с подготовкой к празднованию 300летия дома Романовых. Руководил этим строительством сенатор Н.П. Гарин, человек, известный своими фантастическими проектами. Восемь лет с засекреченной территории вывозились, в основном по ночам, сотни тонн грунта. Грунт сваливали на берегу реки Кузьминки, вблизи ж.д. станции Александровская. В 1912 году меры безопасности ужесточились: натянули вторую полосу колючей проволоки, по которой пустили электрический ток.
Когда начались юбилейные торжества, обновленный Александровский парк был открыт для посещений. Но никаких выдающихся построек, на которые, судя по смете, было потрачено 15 миллионов золотых рублей, в нем не обнаружилось. На вопросы посетителей:" Что же здесь строилось?" Н.П. Гарин указал на маленькую деревянную беседку на вершине высокого искусственного холма "Парнас" около Александровского дворца. Более весомых доказательств своей многолетней кипучей деятельности сенатор предъявить не смог.
Разразился грандиозный скандал, едва не стоивший Гарину карьеры и потери всего своего состояния. К всеобщему недоумению его защитил император Николай II. Он произвел Гарина в придворные фотографы, а вину свалили на покойного премьера Столыпина, чьи подписи стояли под всеми финансовыми документами.
Неожиданная находка
Весной 1917 года группа прапорщиков Царскосельского гарнизона обнаружила шурф, ведущий в глубокое подземелье. Смельчаки спустились туда и оказались в большом бетонном тоннеле высотой 3 метра и шириной 12 метров, в котором была проложена ж.д. колея. По стенам тянулись электрокабели, пространство было освещено небольшими прожекторами. В тоннеле на рельсах стояла электромеханическая дрезина с двумя колясками на 20 посадочных мест. О неожиданной и необычной находке было доложено наверх и вскоре по подземелью ходила уже целая комиссия. Она установила, что главный тоннель идет от подвалов Екатерининского дворца к станции Александровская, где находился специальный подъемник для дрезины и колясок. Это был секретный и безопасный путь для срочной эвакуации царской семьи и ее ближайшего окружения. Боковые тоннели "царскосельского метро" вели к подвалам Александровского дворца, павильона "Арсенал"и Китайского театра.
Комиссия определила, что электричество поступало в метротоннель от дворцовой электростанции. Стало понятно, почему ее мощность гораздо больше потребностей двух дворцов. Сложная инженерная система предусматривала прекрасную вентиляцию тоннелей, а ливневые колодцы - водоотвод. Однако все это находилось в запущенном состоянии. Как оказалось, император охладел к этому чуду инженерной мысли, видимо не считал столь уж необходимым. Новая власть проявила к тоннелям совсем другой интерес: все боковые тоннели были обследованы и разграблены, включая золотой запас дома Романовых под "Парнасом"и бункер императора под зданием Китайского театра.
Передача опыта москвичам
При подготовке строительства Московского метро было решено использовать опыт Царскосельской подземки. В 1931 году приехала высокая комиссия из Москвы во главе с членом политбюро ЦК ВКПБ Лазарем Кагановичем. Ему продемонстрировали все хитрости, вплоть до механизмов затопления тоннелей. Частично первый опыт строительства метро в России (Царскосельский) был использован при строительстве Московского метрополитена.
Секреты за бетонными тупиками
Очередная попытка прикоснуться к тайнам метротоннелей в Царском селе была предпринята в 1946 году. Краеведы предположили, что где-то в подземельях музейные работники во время войны могли спрятать "янтарную комнату", бесследно исчезнувшую и безуспешно разыскиваемую. Но увы, поиски были пресечены в самом начале, т.к. в Александровском и Екатерининском дворцах после войны разместились секретные военные организации. Все входы в тоннели были прочно забетонированы. В Царском селе до сих пор находят двери, которые нельзя открыть, проходы, ведущие в бетонные тупики. Тайна Царскосельских подземелий, в которых, возможно, еще лежат остатки золотого запаса семьи Романовых, находится под надежной защитой. Возможно в будущем, каким-то счастливчикам удастся проникнуть в укромные уголки подземелий и отыскать что-нибудь интересное и ценное.
Еще не вечер. Будем надеяться.
теги#Россия
#история россии
#царское село
#тайны подземелья
#первое метро в России