Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.
Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.
Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования, информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.
Данный пост является изложением исключительно собственного мнения и опыта работы, не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!
Будьте здоровы и хорошего всем настроения!
Одним из красивых деревьев по своей текстуре является облепиха. Древесина сочетает твёрдость, вязкость к раскалыванию, окрас, приятный запах и чётко видимые годовые кольца. Структура древесины чем-то напоминает дуб или сосну – в годовых кольцах чередуются слои из плотной древесины и слои содержащие крупные канальцы. Но в отличие от древесины дуба, древесина облепихи имеет более выраженную цветовую окраску.
Давно мне хотелось сделать из древесины облепихи ложку, но всё куски, которые я отпиливал у себя на садовом участке, были слишком малого диаметра. И тут мне коллега с работы презентовала небольшое поленце.
Диаметр ствола (без учёта коры) – чуть больше 6 сантиметров, поэтому расколоть на три части может быть чревато с точки зрения получения слишком мелких заготовок. Тем более, что есть определённая мысль по формату изготавливаемых ложек.
Поэтому раскалываю топором на две половинки. На фото чётко виден рисунок: под тёмной корой идет светлая (бело-зеленоватая) заболонь, затем идет ядровая часть, которая по мере приближения к центру становится всё темнее, и по самому центру идёт тёмно-коричневая сердцевина (рыхловатая).
Одно полуполенце пока откладываю в пакет до следующего раза и начинаю работать с другим.
К сожалению, облепиха, даже при таком диаметре, имеет огромное количество мелких сучков от засохших веток и большие сучки от веток, которые оставались живыми (пока дерево не спилили). Но от сучков никуда не деться, поэтому они будут включены в объём изделия. Главное – постараться чтобы сучок не попал в черпало, где он может выпасть в процессе эксплуатации.
Дерево спилили больше месяца назад (до того как ко мне попало поленце), поэтому, несмотря на то что поленце лежало в полиэтиленовом пакете, по торцам образовались небольшие трещинки. Но поленце длиной около 30 сантиметров, на обычную ложку хватает с запасом. Поэтому отпиливаю с одного торца примерно сантиметров пять.
Эту ложку я в объёме полена сориентирую так, чтобы к центральной части примыкала задняя часть черпала. Поэтому с наружной стороны делаю затёс. К сожалению, в наиболее напряжённую часть (соединение черпала с ручкой) попадает большой сучок, одна надежда на вязкость и прочность древесины, а также на более глубокие слои.
Рисую эскиз ложки и делаю запилы для облегчения удаления излишков.
Несмотря на то, что пилили дерево в мае (уже после активного сокодвижения), и пролежало-просохло оно больше месяца, но древесина всё ещё слегка влажная. Поэтому колется-режется хорошо. Топором снимаю большие излишки сначала с боков.
Затем формирую изгиб ложки.
Пока древесина работу топором выдержала. Меняю инструмент и продолжаю работу ножом. Становится видна структура древесины на ручке баклуши.
Зажимаю баклушу в приспособление и начинаю выемку черпала. Сначала режу полукруглой стамеской.
По мере углубления выемки меняю инструмент и начинаю резать ножом ложкорезом. Сначала крутым.
Потом подчищаю пологим ложкорезом, и получаю вот такую ложку.
Можно переходить к украшательству.
Долго колебался – стоит ли вообще делать резьбу, или оставить поверхность гладкой, чтобы лучше было видно структуру древесины. В итоге всё-таки решил сделать эту ложку с резьбой, геометрической.
Наношу эскиз рисунка и начинаю его накалывать.
Работаю преимущественно ножом-топориком, подчищаю богородским ножом.
Резьба идёт хорошо, сколов нет.
Получился вот такой рисунок.
Так как большая часть лицевой части ручки получилась из области заболони, то она практически равномерно окрашенная, слегка желтоватая. Зато рисунок хорошо виден на черпале и шейке.
Можно переходить к зачистке поверхности. Внешнюю часть черпала решил не доводить до полной гладкости, а оставить следы резьбы от ножа. Поэтому грубую абразивную шкурку не применяю, работаю со шкуркой с зерном 120 грит, а потом около 200.
Фото ложки после зашкуривания при разных условиях, чтобы было лучше видно рисунок.
Так как древесина облепихи имеет приятный запах, то сначала мне вообще не хотелось ни прогревать её в термошкафу, ни покрывать маслом. Но после двух недель сушки в домашних условиях запах исчез. Поэтому можно и термообработать.
Осталось поставить именное клеймо.
Пожалуй, эту ложку оставлю себе и по результатам эксплуатации определюсь – стоит ли пропитывать маслом. Хотя после обработки маслом древесина заиграет гораздо сильнее.
Неделю подумал-подумал, и решил всё-таки обработать маслом, всё равно запах древесины за неделю выветрился.
Ждите новых публикаций!
Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!