В августе 1984 года в Москве на ВДНХ открылась тематическая выставка «Автопром-84», посвященная 60-летию советскому автомобилестроению. 1 ноября 1924 года с конвейера сошел первый советский автомобиль АМО-Ф-15. Выставка итожила все лучшее, что накопила советская автомобильная промышленность за прошедшие десятилетия.
Было представлено около двухсот образцов автомобилей, мотоциклов и мопедов, велосипедов. В изобилие были представлены перспективные автомобили, готовящиеся к производству, отражающие современный уровень советской индустрии. Одним из таких автомобилей был ВАЗ-2108, он был продемонстрирован впервые широкой публике и произвел большой фурор. ВАЗ-2108 разместили по центру входа в павильон «Москва» внутри символичного огромного подшипника, символизирую автомобиль будущего, автомобиль завтрашнего дня...
В. Беликов в своей статье «Через годы, через расстояния», опубликованной в газете «Известия» от 19 августа 1984 года, писал следующее:
«Сверкающий обруч огромного подшипника, сквозь который проносится легковой автомобиль стремительных, еще непривычных очертаний, – это «Жигули» ВАЗ-2108... Оригинальная конструкция-символ установлена перед входом в крупнейший павильон ВДНХ СССР, под крышей которого и на просторных площадках вокруг размещается экспозиция «60 лет советскому автомобилестроению».
Примечание: В. Беликов ошибочно называет ВАЗ-2108 «Жигулями», новому переднеприводному автомобилю из Тольятти было дано новое название «Спутник», которое за автомобилем не прижилось и было заменено после распада СССР на «Самару».
В журнале «Юный техник» №1 за 1985 год вышла большая статья С. Зигуненко «Быль про автомобиль» о выставке «Автопром-84», где часть отдельной главы «Специально для людей» была посвящена ВАЗ-2108 «Спутник», включая интервью с главным конструктором АвтоВАЗа Г.К. Мирзоевым. Передаем слово С. Зигуненко:
«О легковых автомобилях «Волга», «Москвич», «Жигули» или «Запорожец» вроде бы и рассказывать нечего. Мы встречаемся с ними каждый день. Простые в обслуживании, потребляющие не так уж много бензина, не случайно именно эти машины многие граждане нашей страны покупают для личного пользования. Возможно, есть автомашина и у вашей семьи. Но, зная, какого благодарного зрителя собирает вокруг себя на улице каждая новая модель, хотим рассказать о новинке. которую готовят к выпуску советские конструкторы.
Знакомьтесь, ВАЗ-2108 – представитель нового поколения отечественных легковых автомобилей. Чем он отличается от нынешних? Прежде всего своей формой – приземистой, обтекаемой...
– Знаете, на что расходуется значительная часть топлива у современных автомобилей? – говорит главный конструктор объединения АвтоВАЗ Георгий Константинович Мирзоев. – На преодоление сопротивления воздуха. Так что сейчас выбор формы автомобиля решается не столько на ватмане, сколько в аэродинамической трубе, в недрах ЭВМ...
Вот почему, оказывается у «восьмерки» короткий скошенный капот мотора, огромные гнутые стекла, нет привычного багажника сзади – машина как бы обрезана... Именно такая форма, согласно расчетам, позволяет экономить около двух литров бензина на сто километров пути, легко развивать скорость выше 100 км/ч.
Мощность двигателя у новой модели осталась прежней. Правда, конструкторы немало поработали над ним: повысили степень сжатия в цилиндрах, оснастили новым карбюратором, усовершенствовали систему зажигания... В результате внедрения всех новшеств двигатель стал на 20 кг легче, а размеры его таковы, что его установили под капотом не вдоль, как обычно, а поперек. Благодаря этому новые «Жигули» стали на 15 см короче своих предшественников, а салон имеют просторнее.
Передние сиденья салона сделаны «анатомическими». Такое кресло как бы облегает тело, в нем долго можно сидеть не уставая – это особенно важно для водителя. Сиденья сзади могут складываться, и тогда через широкую заднюю дверь в автомобиль можно поместить даже холодильник.
Побеспокоились конструкторы и о безопасности пассажиров и водителя. Вазовцы впервые применили тормоза с диагональным разделением контуров. Это означает, что в машине, по существу, есть две раздельные тормозные системы. И если вдруг откажет одна, другая не подведет. Привод у ново модели на передние колеса, а не на задние, как обычно. Такое конструкторское решение позволило не только отказаться от длинного вала, соединявшего мотор с задними колесами. Передние колеса, став ведущими, «тащат» автомобиль за собой, энергично вписывают его в повороты. Машина стала устойчивее и маневреннее.
Добавим, что новый ВАЗ, названный «Спутником», появится уже в этом году».
Выставка проходила до ноября 1984 года, в результате чего с новым ВАЗом ознакомилось большое количество людей. Тем не менее, не смотря на упоминания автомобиля в прессе тех лет, после начала продаж «Спутника» и появления его на улицах городов СССР, автомобиль продолжал вызывать к себе большой интерес у случайных прохожих.
© Юрий Дорошенко
Источники:
1. PastVu - ретроспектива среды обитания человечества
2. С. Зигуненко - Быль про автомобиль, журнал «Юный Техник» №1 за 1985 год
3. В. Беликов - Через годы, через расстояния, газета «Известия» от 19 августа 1984 года