12K подписчиков

Россия, которую мы теряем - продолжение повести Владимира Топуридзе "Я никогда не умру"

158 прочитали

Продолжаю публиковать душевное произведение Владимира Топуридзе "Я никогда не умру". Для тех, кто впервые знакомится с этой доброй автобиографической повестью, ниже дам ссылку на вступление, которое само по себе является отдельным рассказом.

Повесть основана на реальных событиях, которые автор бережно сохранил в памяти, а потом оживил в художественном слове уходящую прелесть русской глубинки, деревенских жителей, красоту природы. Такие произведения особенно приятно читать холодными осенними вечерами: от них тепло на душе и легко на сердце.

Продолжаю публиковать душевное произведение Владимира Топуридзе "Я никогда не умру".

Всем ценителям деревенской прозы желаю испытать радость от встречи с творчеством Владимира Топуридзе! Начало читайте здесь.

Старинушки

В лесной глуши Тверского закочужья небольшая деревенька, дворов в пятнадцать, из которых жилых -то и осталось только шесть, незаметно и тихо доживала свой длинный век. Шесть домов, стоящих на высоком берегу озера Отолов, да восемь стариков и старух - вот и все негустое народонаселение деревни Октябрьское, она же по первому своему названию Успенье.

Озеро Отолов https://nat-geo.ru/photo/136417/?author_photos=1
Озеро Отолов https://nat-geo.ru/photo/136417/?author_photos=1

Жизнь добрых людей здесь протекала чинно, неспешно, но в трудах, и мирских заботах. И самое главное - в долгом и томительном ожидании благодатного теплого лета. По ветхозаветному поверью стариков считается так: если ты дожил до весеннего паводка и ледохода, то значит доживешь и до зимнего ледостава. А там уж как Бог даст! Так они и жили в ненастную пору, как Бог даст, отсчитывая дни по своему житейскому календарю: от «бабьего лета" до Покрова. От Покрова Богородицы до Рождества Христова. От Рождества - до Пасхи, а там уже и Троица - значит, лето пришло! А с ним теплая и светлая надежда! Уф-ф…! Все…! Можно жить дальше…!

Л. Баранов. Деревенские этюды. https://center-tsarsky.ru/деревенские-этюды-в-культурно-прос/
Л. Баранов. Деревенские этюды. https://center-tsarsky.ru/деревенские-этюды-в-культурно-прос/

А что касается поздней осени да зимы - то это, по их суждению, - одна маята! Разве это жизнь, когда после Покрова зарядят осенние злые дожди да встанет распутица? Автолавка уже не приедет, почта, и та приходит два раза в месяц. Водителя в бездорожье не осудишь, а почтальона поймешь. Тридцать верст надо пройти горемыке по разбитой лесной дороге, чтобы принести свежую почту. Поэтому тратит он на это два дня. День по свету идет до Ворошилово, второй день по свету - обратно. А в сумерках или совсем по темну - ни-ни, нельзя! Опасно - волки на дорогах лютуют!

Да что там почтальон или автолавка? Немцы, и те во время войны сюда свой нос не совали. Побаивались. Понимали горе-вояки, что шестьдесят два километра по лесному бездорожью от г. Пено, где они стояли, до деревни Октябрьское - это вам не прогулка по Парижу, а нашенское, что ни есть, русское закочужье! То-то же!

Но время шло, и война проклятая закончилась. А с ней и мужики домой потихоньку возвращаться стали. Правда, не в каждый дом. Да и те, что вернулись, не все здоровы, но зато все живы! «И то, Слава Богу! Счастье-то какое!» - тайком меж собой говорили счастливые бабы. И жизнь в деревне снова наполнилась простым и добрым житейским смыслом!

Л. Баранов. Деревенские старички. https://multiurok.ru/index.php/blog/dierievienskiie-starichki.html
Л. Баранов. Деревенские старички. https://multiurok.ru/index.php/blog/dierievienskiie-starichki.html

Но вот прошла сталинская эпоха. Ушло время развитого социализма, а за ними пришла гласность, перестройка и ускорение. Сменялись генеральные секретари, президенты, Конституция. Но и это все прошло, как дурной сон, и кануло в лету! А в их деревне ничего не изменилось. Прежняя власть уже давно забыла про них, а новая и не вспомнила. Так и жили эти восемь стариков в трудах, заботах, охая, ахая, тяжело вздыхая, жалуясь друг другу при болях в сердце, и каждый день в своем одиночестве прислушиваясь к неторопливым, но неотвратимым шагам смерти.

Вот в такую грустную пору мы с женой к ним и приезжали и радовали их всех чем могли. Старухам в подарок привозили на зиму бельишко, новое теплое, платочки, рейтузы, сладости да лекарства. Мужикам что- нибудь посерьезнее: сети, патроны и какой-нибудь мелкий инструмент да консервы. Встречали нас всегда тепло и радушно, а провожая, каждый из них приносил то, чем они были богаты: соленья, овощи, а то и мясца. Спасибо всем им!

Так шли годы... И вместе с ними и мы с женой тоже успели постареть. А в 2008 году, когда нам исполнилось по шестьдесят лет, мы с ней решили навестить в нашей родной деревеньке моего друга Димку, предчувствуя в душе, что это поездка будет последней. Созвонились с ним, получили приглашение, накупили гостинцев и, как всегда, под самый Покров поехали.

В. Тормосов. Осень. Деревня.https://fotodomov.com/narisovannye-doma.html
В. Тормосов. Осень. Деревня.https://fotodomov.com/narisovannye-doma.html

В тот ясный погожий день нам досталась спокойная пустынная дорога и приподнятое настроение. В природе разлилось краснопогодье! За окном машины всеми оттенками красок мелькали завораживающие осенние пейзажи. Голубое с небольшой проседью серебристых облаков небо было обворожительным! Дремавшие под ним в своей золотой поре леса - торжественны! А засеянные озимые поля радовали глаз своим изумрудным цветом. Поэтому ехали мы с женой не спеша, душевно наслаждаясь и любуясь ласковой осенней русской природой. А в нашей памяти всплывали прекрасные и созвучные с окружающей нас натурой стихи поэта Федора Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё: - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос,

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь,

На отдыхающее поле…

Красотища невообразимая!

Время в дороге летело незаметно. Вот мы уже проехали многострадальный Ржев, за ним Селижарово. Стрелка часов в машине показывала обеденное время, поэтому на взгорке, недалеко от деревни с красивым и трогательным названием Ванечка, мы остановились, перекусили и тронулись дальше. Затем был Осташев, что на Селигере, и наконец небольшой городишко - Пено. Объехав его, сразу же свернули на лесную дорогу, петляющую вдоль русла реки Кудь.

Река Кудь https://catcher.fish/enciklopedia/vodoemy/cfo/kud/
Река Кудь https://catcher.fish/enciklopedia/vodoemy/cfo/kud/

Здесь, на моей памяти, асфальт должен был закончиться и дальше до самой деревни моего друга шестьдесят верст грунтовой разбитой лесной дороги. А если быть точнее - бездорожья.

Я по привычке, сбросил скорость и поехал медленнее. Но, к нашему с женой удивлению, лента нового черного асфальта, присыпанного желтой листвой, продолжала петлять и стелиться под колесами машины, уходя все дальше и дальше вглубь векового тверского леса. Нас это порадовало, и мы с ней, обсуждая злободневную во все времена тему, что наконец - то власть подумала о людях, проживающих в этом волчьем краю, радостно ехали по обновленной дороге.

Но вот посередине лесной глуши асфальт внезапно закончился, и вместе с ним сразу же пропала наша радость. Чуть позже мне друг все объяснил. Все очень просто и довольно цинично! Оказывается, эта дорога проложена для лесовозов. То есть, где идут вырубки леса, там и дорога, а люди здесь вовсе ни причем! Но, тем не менее, сбросив скорость, мы осторожно продолжали движение вперед. Еще один час, и вот, наконец, поселок Ворошилово. Дальше из поселений будут только деревня Москва и Октябрьское. Оно же по первому своему названию Успенье. Все, дальше пути нет. Полное закочужье!

Продолжение следует...

Друзья, есть ли среди вас те, кому знакомы места, о которых пишет автор? Давно ли вы там были? Будем рады, если откликнутся земляки героев повести!

#рассказы из жизни #литература #литературное творчество #проза #это интересно #деревенские истории