Главный слоган наших урбанистов звучит так: «Формирование комфортной городской среды», о том, что понимается под комфортом, поговорим ниже, а пока нужно посмотреть на саму идею. Ничего не замечаете? В указанном слогане телега поставлена впереди лошади. Что первично, город или его среда, что формирует что? Очевидно, что «городская среда» - это среда, которую формирует город, возникший в конкретных географических, климатических, экономических и социальных условиях и жестко к ним привязанный. Поэтому, город в курортной зоне на Лазурном берегу формирует среду, строго отличную от среды промышленного гиганта построенного Сталиным в Сибири, а город, построенный по плану за Полярным кругом, будет совершенно отличаться от естественно возникшего на античных развалинах центра религии, культуры и образования где-нибудь в Европе. У всех этих разных городов по-разному сформированная среда. У одних городов эта среда – узкие уютные улочки для приятного времяпрепровождения, у других – гремящие проспекты с массой машин спешащих делать бизнес, развивать промышленность, расти вверх и вширь.
Но урбанисты не замечают фронтального расположения их телеги. У них среда формирует город. Они берут практики в основном европейских городов и механистически, переносят их в места, где естественной является совсем иная среда. В итоге мы получаем велодорожки в городах, где восемь месяцев в году зима, межсезонье и слякоть, плитку, с которой невозможно нормально счищать лед, холивар против подземных переходов, которые ввиду широких магистралей спасают сотни жизней и в разы уменьшают аварийность и мотню троллейбусных проводов над головами. Да много чего еще.
Однако, слепая вера урбанистов в волшебную «среду» непоколебима, они например, всерьез рассказывают, что Нью-Йорк после развала 70-х стал приличным местом, только потому, что тамошняя мэрия вдруг стала вставлять стекла и закрашивать граффити. Мол, благодаря этому все нью-йоркские гопники, оценив такую красоту, сразу засовестились и перестали гадить. Нет ребяты, развал в Нью-Йорке 70-х был результатом экономического кризиса, который взрастил и преступность и бардак на улицах (как у нас в 90-х), ну а поднявшая страну «рейгономика» этот бардак устранила, так что даже появились деньги на то, чтобы оперативно вставлять стекла. Опять непонимание причинно следственных связей и лошадь, покорно плетущаяся за телегой.
И знаете что, эта слепая вера в некую «среду», которая может изменить саму сущность города, есть не что иное, как обычный карго-культ. Ведь с точки зрения последователя карго-культа, достаточно построить соломенный самолет, и сонмы настоящих самолетов тут же завезут благодать. Так и с точки зрения урбанистов, стоит только проложить везде велосипедные дорожки, закопать подземные переходы и запустить троллейбусы и все наши Челябински, Новокузнецки и Воркуты сразу превратятся в коллективный Сан-Трапе, а люди станут предупредительны, интеллигентны и вежливы.
Но, к сожалению, жизнь устроена не так, как думают наши маленькие друзья, не механистически привнесенные, и часто чуждые решения формируют то, как выглядит, как дышит и чем живет город. Наоборот, урбанистические инициативы могут лишь дополнить, в случае правильного применения, среду, которая сформирована самим городом, его экономикой, социальным развитием, климатом, наконец.
Механистический и неестественный перенос неких «хороших практик», без анализа того, будут ли они работать на новой почве - это карго-культ. И он, к сожалению, процветает. Последователи этого культа вводят выделенные линии для общественного транспорта, который практически отсутствует (убитые маршрутки не в счет), тем самым сужая дороги и вызывая пробки и еще большую загазованность. Они наполняют города травмоопасными самокатами, которые вносят сумятицу и калечат пешеходов, вместо ожидаемого «экологичного» передвижения, они объявляют священную войну автомобилистам и получают деньги на лавочки и велодорожки от промышленных корпораций, вносящих основную лепту в экологическую катастрофу. При этом, все вышеуказанные нововведения по мысли последователей культа должны принести благолепие в наши города и на наши головы только потому, что «ведь в Париже сделано так же».
Кстати, мой Челябинск – промышленный центр с ужасной экологией. Единственное преимущество нашего большого города – это широкие, удобные дороги со съездами направо. Но урбанисты добрались и до нас. Озвучена программа сужения дорог и массового строительства велодорожек. Объявлено, что Челябинск, впредь будет городом не для автомобилистов, а для пешеходов, скутеристов и велосипедистов. То есть промышленному мегаполису предлагается отказаться от шоссе, от автомобилей и по слякоти, сугробам и наледи, через мерзкую погоду, которая здесь большую часть года, продираться на работу на велосипедах или на общественном транспорте, которого нет.
Проблемы экологии предлагается решать не жесткими штрафами и принудительным строительством очистных мощностей на промышленных предприятиях, а организацией сквериков и превращением жизни автомобилистов в региональный адок. Кстати, для тех, кому урбанистический карго-культ не писан, припасено действенное средство – платные парковки везде, где только возможно. Так урбанисты с идеями, взятыми из другой жизни, просто разрушают даже то немногое хорошее, что сформировалось в наших городах.
Суммируя сказанное, замечу, что карго-культ не принес островитянам ожидаемый профит, но и вреда большого не наделал, урбанистический карго-культ у нас, наоборот, ведет к переформатированию естественных и удобных сред городов в нечто неудобоваримое и вредное. Люди с мышлением тасманских аборигенов, сидящие на лошади и погоняющие телегу, сегодня, к сожалению, схватились за рычаги власти, и самое страшное, что они начинают ставить очередной эксперимент.
Нет, я конечно понимаю, что на всем этом зарабатывается бабло. Но можно, пожалуйста, придумать так, чтобы пусть бабло, но и нам, чтобы ехать.
И последняя вишенка. Атеншион! Новая инициатива урбанистов. Оказывается теперь не модно стричь траву! Даром, что нам со времен перестройки всю голову прожужжали про тристалетстриженные английские газоны. Нет! Теперь надо чтобы все дико росло! Доказательство – фотка красивого нестриженного лужка в Нидерландах. Ну а что, дело. Пусть у нас будет как там, может и заживем как голландцы, правда все зарастет лопухами и репьем, но зато будет по-урбанистически.
Всем остроумного восприятия действительности.
Музыка канала : https://www.realrocks.ru/redwine/music/
Книга автора канала https://www.litres.ru/immanuil-platov-24626554/passazhir/