Продолжаем разбор газетных статей за 1998 г. (Часть 1)
"Комсомольская правда"
1. "Зачем Б.Н. позвал в гости Чубайса?"
Целых три часа вчера потратил президент на общение со своим спецпредставителем в международных финансовых организациях Анатолием Чубайсом. От этой встречи ждали многого. Только ленивый аналитик не сообщил, что после переговоров с Ельциным Чубайс немедленно вернется в правительство и снова станет первым вице- премьером.
На момент подписания номера никаких сенсационных известий встреча не принесла. Как сообщают информагентства, Чубайс отчитался о переговорах с МВФ и ознакомил президента с так называемым планом Задорнова - Дубинина. Но и план ничего нового не содержит: все сводится к разговорам о том, что госдолг надо как-то выплачивать.
2. "ПОРТРЕТ ЯВЛЕНИЯ. В Думе нетрудно обменять голос на комиссионные и построить на них коммунизм или дачу"
Официальных лоббистов и лоббистских фирм в России нет. Потому что нет соответствующего закона. Нет закона, но есть явление. Ведь никто не отменял экономические интересы. Представьте себе заседание думского Комитета по бюджету. Кого здесь только не встретишь - генералы, министры, губернаторы, руководители предприятий, банкиры... Кто они? Лоббисты. Толкачи. Но это как бы лоббисты по принуждению, по необходимости - служебной. Они посланы ходоками в парламент пробивать ведомственные интересы. Этот вариант, как показывает практика, чаще всего оказывается не слишком результативным. Куда эффективнее иной путь. Через посредников. То бишь депутатов.
Икорка с балыком сближают исключительно
Вот типичный пример. У Госдумы возникли сомнения - правильно ли Центробанк расходует средства из своих авуаров? Депутаты постановили: провести аудиторскую проверку банка. Кому поручить ответственное дело? Претендовали две компании: "Юникон" и "ФБК". Первая запросила за услуги 324 тысячи долларов, вторая -почти 400 тысяч. За вторую героически боролась депутат от парламентской группы "Российские регионы" Светлана Орлова. Характер у нее весьма пробивной, голос - бойкий. Особенно симптоматичным выглядел ее главный довод -"Я хорошо знаю директора фирмы", который, правда, коллег по бюджетному комитету не убедил -слишком рьяно и откровенно протежировала фирме. Так же самоотверженно она отстаивала и проект Закона о введении платы за биореcурсы. По мнению многих депутатов, этот закон на корню похоронит отечественную рыбную промышленность. Иностранные же компании, заинтересованные в том, чтобы избавиться от российских конкурентов, он устраивает, и еще как!
3. "Масхадов - Кириенко:"Не учите нас жить, лучше помогите материально"
Состоявшаяся в минувшую субботу встреча чеченского президента Масхадова и российского премьера Кириенко мне чем-то напомнила дежурное свидание супругов, семейная жизнь которых не сложилась. Масхадов, понятно, здесь - в роли мамаши, замученной отсутствием денег и выбившимся из-под ее контроля хулиганистым отпрыском - Чечней. Кириенко - неплатежеспособный папаша, стремящийся сохранить хотя бы видимость добрых отношений с родней, от которой - сплошные хлопоты. И развод оформлять не хочется - по престижу ударит. И денег давать не хочется. Да и нет их, проклятых, - сам в долгах, как в шелках. Может, лучше я подскажу, как эти деньги заработать? К примеру, учредить в Чечне свободную (или особую - не важно) экономическую зону. Вот денежки -то и потекут.
Учить чеченцев делать деньги из "воздуха" - дело для молодого и пока еще честного премьера не очень благодарное. Они и сами этому кого хочешь научат. Экономически Чечня уже давно настолько свободная зона, что лишь сумасшедший понесет туда свои кровные. Федеральный контроль над финансовой или какой-либо другой структурой там исключен полностью: никакие контролеры не сунутся. Да и не хочет Чечня быть никакой российской зоной - все, мол, отроссиились. Так что, папаша, покалечил маленько дитятю - гони на лечение наличку. Или жди всяких гадостей: набегов, похищений, терактов и так далее. А еще лучше - оформляй, как положено, полный развод да плати алименты.
4. "РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА. На Сахалине запахло порохом..."
На полуострове отрабатываются силовые приемы между шахтерами и правительством
Одиннадцатые сутки сахалинские горняки блокируют все подъездные пути к крупнейшей на острове ГРЭС, не пропуская туда машины и железнодорожные составы с топливом, коих скопилось уже более 120. История с попыткой применения властями силы, когда в ответ на угрозу первого вице-губернатора области Ивана Малахова пустить против шахтеров СОБР на рельсы вышли жены и дети бастующих, в воскресенье повторилась с точностью до наоборот.
5. "В Москве идет охота за "зелеными"
Конец минувшей недели выдался для многих москвичей очень нервным. Одни лихорадочно меняли рубли на доллары в обменных пунктах, другие пытались - и подчас безуспешно - получить в банках свои валютные вклады. Что принесет нам день сегодняшний?
"Плакали наши денежки", - мрачно сказала жена в пятницу вечером. Встревожиться было из-за чего. Зарплату моей Татьяне перечисляют на пластиковую карточку через банк СБС-Агро. Но 14 августа уже после обеда его банкоматы были пусты. А когда донеслись новости из валютных обменных пунктов, и вовсе стало грустно. Несмотря на то, что официальный курс доллара вырос за день только на 1,75 копейки, банки подняли цену "зеленых" на головокружительную высоту. Кое-где она приблизилась к 6,8 - 6,9 целкового. Окошки обменников захлопывались перед лицами покупателей, на всякий случай спешивших запастись надежными баксами. Появились желающие досрочно забрать свои деньги с вкладов. Это тоже удавалось не всем. В Москве запахло финансовой паникой...
6. "Кто сказал, что копейка мертва? Нет, она затаилась на время..."
Первый признак паники в Москве: обилие бегающих по обменным пунктам коллег с фотоаппаратами и телекамерами. Цель - обнаружить очереди. Ваш корреспондент присоединился к журналистскому марафону.
10.00. Марьинорощинское отделение Сбербанка. Доллары продают по семь с половиной рублей, и толпы страждущих не наблюдается. В соседнем пивном киоске значительно больше клиентуры. Похмельный синдром по-прежнему приоритетен, а любые финансовые кризисы - побоку. Впрочем, мужики у ларька о кризисе ничего и не знают. Формулируют коротко и внятно. В том смысле, что если доллар станет "восемь", все равно мы жить не бросим.
7. "ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА. Без паники! Финансы катятся в пропасть. Но очень организованно"
- Поздно! - именно так коротко можно сформулировать впечатления специалистов от мер, принятых правительством ради спасения финансовой системы страны. Напряжение нарастало всю прошлую неделю: банки скупали валюту; владельцы ценных бумаг избавлялись от них, не считаясь с потерями; коммерческие банки останавливали платежи...
Последнее особенно опасно в социально- политическом смысле - если банки не переводят деньги, то и предприятия не платят ни партнерам, ни своим работникам. А если нет зарплаты, то настроение у человека известно какое - эй, дубинушка, ухнем... Упали рынки межбанковских кредитов, ГКО, облигаций валютного займа, но на это обратили внимание разве что специалисты, до населения волна кризиса докатилась только сейчас.
8. "Если доллар будет восемь, все равно мы жить не бросим"
Вчера в московских обменных пунктах доллар как раз продавали по этой цене. Еще в понедельник растерянная девушка в обменном пункте Мострансагентства говорила мне, что долларов нет и в ближайшее время не будет. Во вторник здесь был указан курс 8.30, долларов было полно, только желающих их покупать не наблюдалось.
9. "СЛУХИ. Банки торгуют собой"
Четыре финансовых олигарха отдались за 100 миллионов долларов каждый
По неподтвержденным пока сведениям, четыре крупнейших российских коммерческих банка отдали пакеты своих акций - по 76 процентов - в залог Центральному банку России в обмен на 100 миллионов долларов каждый. Очевидно, передача пакетов акций была одним из условий, без выполнения которых этим банкам никак не светила поддержка Центробанка. Возможно, что и мораторий на возврат иностранных кредитов российскими заемщиками был установлен только после того, как эти банки и ЦБ РФ договорились между собой.
10. "ДЕНЕЖКИ. Резиновую куклу длинным рублем не испугаешь!"
Вслед за долларом вверх поползли и цены в наших магазинах
- Как дела? Как сажа бела! - в сердцах бросает продавщица Ольга из палатки возле метро "Динамо". - Продаем то, что на складе, а дальше хоть закрывайся. У нас раньше пачка "Мальборо" шла по 7 рублей. А сегодня хозяин ездил к оптовикам - у них уже семь с полтиной. Кто ж такое курево купит?
На московских оптовых рынках сегодня та же картина, как в валютных обменных пунктах несколько дней назад. Контейнеры закрыты. Продавцы заморскими яствами покуривают рядом, выжидая, когда станет ясно, как низко упадет доллар.
Замерла торговля импортными автомобилями...