Эта книга создана человеком, который прошел через настоящий ад, но не утратил силу воли и способности любить. Глава "Когда отнято все..." настолько прекрасна и необъятна, что о ней не высказать словами. И в конце он завершает ее бессмертными строками из "Песни Песней": «Положи меня, как печать, на сердце твое... ибо крепка, как смерть, любовь».
У Франкла была возможность уехать, но он остался ради своих родителей. Уже это ставит его на одну шкалу с Янушем Корчаком и Джордано Бруно, не говоря об остальном. Как Сократ, он не стремился к славе, и первое издание книги вышло без авторства. Я давно заметила, что подлинные гении отличаются скромностью, как Freddie Mercury или Джон Китс. Когда читаешь его книгу, возникает ощущение духовного родства - подобное у меня вызывал только Кафка или Олег Даль.
Франкл называет себя номером "119104": у заключенных в Аушвице отбирали все, оставался только номер. Полная обезличенность человеческой жизни. Величие автора раскрывается еще и в том, что он рассказывает обо всем без тени пафоса, без намерения кого-либо судить - это высший пилотаж литературного мастерства, которого достигли немногие.
"Я хочу большего. Я хочу сохранить эту рукопись, спрятать ее куда-нибудь, это труд моей жизни», - говорит далее Франкл о своей научной книге. Когда каждый занят выживанием, он ведет себя как ученый, пытается сохранить свой труд. И решает не бросаться на проволоку, чтобы умереть, а непременно выжить ("Самоубийство здесь теряло смысл, потому что вообще было невозможно рассчитывать на сколько-нибудь долгую жизнь").
Заключенные в его книге мечтали о простых вещах - "о хлебе, о торте, о сигаретах, о хорошей горячей ванне". Обо всем, что нам доступно без труда. Но если мы уже не можем помочь им, рядом с нами есть люди, помощь для которых может стать бесценной. Это бездомные. Просто прийти и помочь приготовить, передать хлеб или обувь. В книге Франкла раскрывается красота человеческой души, которая способна на поэзию в самые сложные моменты: «Смотри, как красиво солнце осветило эти стволы, похоже на одну акварель Дюрера — помнишь?» Так говорит его товарищ по работе. И когда все невыносимо устали, один из людей вбегает с восклицанием: "нельзя пропустить такой красивый закат!" И они выходят в бездонное зарево заката, видят небо и облака, и кто-то говорит: «Как прекрасен мог быть мир!»
"В том, как человек принимает для себя неизбежную судьбу и вместе с нею все страдания, которые она ему посылает, открывается, даже в самых тяжелых ситуациях и в последние минуты жизни, множество возможностей придать жизни смысл. Это зависит от того, сохранит ли человек силу духа, достоинство и самоотверженность или же в до предела заостренной борьбе за самосохранение утратит свою человечность и полностью превратится в стадное животное, о котором нам напоминает психология узников концлагеря; от того, осуществил человек или утратил те ценностные возможности, которые предоставили ему его ситуация страдания и его тяжелая судьба, от того, оказался ли он «достоин своих мучений» или нет" (Судьба — подарок)
Когда человек знает, что может надеяться только на себя, может раскрыться его нереализованное мужество. Когда рядом с ним умирает человек, когда его избивают, когда невозможно есть то, что они называют едой, главное - выстоять, не сломаться, остаться человеком. И подняться из самой бездны отчаяния, чтобы создать нечто гениальное и подарить свое мужество другим людям - тем, кто придет после вас.
Виктор Франкл по праву относится к гениям мужества. Он смог не только выжить, но и передать свои воспоминания, чтобы страдания людей в концлагерях никогда не повторились. Эта стойкость равна только величию Залмана Градовского, который создавал свою книгу буквально "в сердцевине ада".
#Виктор франкл #концлагерь #смысл жизни #Герника статьи #литература