Найти тему

Молчание ягнят: книга и фильм.

Прошло несколько лет с момента моего ознакомления с прекрасным фильмом 1991 года "Молчание ягнят". Картина оставила совершенно особенное впечатление, с одной стороны я не помню состояния эмоционального подъема, какое случалось после просмотра других, но, тем не менее, мысли о ней не покидали мою голову. Намерение прочитать книгу, написанную Томасом Харрисом, появилось еще тогда, само произведение долго стояло на полке, убранное на задворки читательской очереди. Теперь, спустя почти год, я добралась до него.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Первое, что я хочу отметить - фильм снят очень точно, адаптация повторяет многое если не дословно, то очень близко к этому (на самом деле, дословность можно проверить только сверив два оригинала на английском языке, чего я не делала. Пока что.). Но в целом, практически к любому эпизоду из книги я могла вспомнить сцену из фильма, все те диалоги, которые я помню, действительно практически дословно отражены и в кинокартине. Хотя, некоторые сюжетные линии все-таки опустили, например, ту, которая касается жены Джека Крофорда. На мой взгляд, это было сделано зря, книжный Крофорд раскрыт гораздо лучше и запомнился ярче, нежели тот, который был в фильме.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

При этом образы, показанные в каждом из двух шедевров, немного отличаются. Главная героиня, Клэрис Старлинг, в книге создает ощущение гораздо более замкнутого человека, местами более спокойного, сосредоточенного. В кино она немного эмоциональнее, но это скорее плюс, чем минус - я не думаю, что на экране можно было отразить все, что творилось у нее в душе, прячась за маской спокойствия, какая-то часть переживаний должна была быть показана зрителю.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Удивительно, но абсолютно отличное впечатление произвел на меня Ганнибал Лектер, запертый сначала в лечебнице под началом доктора Чилтона, а после перевезенный для встречи с сенатором Мартин в изолятор временного содержания. Согласно описанию из романа, он утонченный, темноглазый и темноволосый, фильм же показывает человека, абсолютно противоположного. Кроме того, его поведение немного отличается - экранная версия агрессивнее, а книжная спокойнее, уравновешеннее.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

В итоге, у меня сложились два разных образа Лектера, при этом каждый из них - гениален. Еще до знакомства с фильмом я знала об этом персонаже, ведь он невероятно популярен. Я ждала его появления в кадре с нетерпением, и не была разочарована, дождавшись, ведь Энтони Хопкинс воплотил психиатра-социопата ("Он же чистейший социопат, это ясно с первого взгляда. Но абсолютно непроницаем, слишком умудрен и опытен для стандартных тестов. И господи, как же он нас ненавидит!" © Чилтон ) невероятно, продемонстрировав нам опасного, умного, хитрого и безжалостного человека, умело ведущего какую-то свою игру, марионетками которой становятся все остальные.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Что стало для меня открытием, роман, несмотря на всю серьезность, наполнен своеобразным юмором. Я никак не ожидала, что буду смеяться на какими-то сценами, настроившись изначально на мрачные образы и драму.

"Она ничего не могла разглядеть во тьме за решеткой, но не хотела просить дежурного включить свет со своего поста. Осветилось бы все отделение сразу, а она знала, что полицейские из Балтиморского отделения много часов подряд при полном свете орали на Лектера, требуя ответов на свои вопросы. Доктор отказался отвечать, только сложил для них из бумаги курочку, принимавшуюся клевать, когда нажимали ей на хвост." стр.69
" – Ох этот Джимми! – сказал Крофорд, и глаза его потеплели. – Как там называют эту работку?
– Не работка, а работник называется «лабораторная крыса», хотя некоторые предпочитают называться Игорь – по надписи на резиновых фартуках, которые там выдают…" стр.89 (это просто забавное совпадение, но Игоря жалко)
"Так называемый второй уровень здания закрыт для посетителей. Обширное помещение прямо над этажом, где находится огромное чучело слона, делят между собой Отдел антропологии и Отдел энтомологии. Антропологи считают, что работают на четвертом этаже. Энтомологи утверждают, что этаж – третий. Некоторые ученые из Сельскохозяйственного отдела заявляют, будто у них есть неоспоримые доказательства того, что этаж – шестой. И у каждой из полемизирующих фракций есть основания считать себя правой, поскольку старое здание достраивалось, надстраивалось и перестраивалось не один раз." стр.115
Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

В некоторых источниках я читала, что образ Клэрис противопоставляется образу Лектера, и на этом контрасте основана химия между этими двумя персонажами. Тем не менее, в итоге у меня сложилось несколько отличное от этого мнение. В моем видении, Ганнибал Лектер скорее противопоставлен Джеку Крофорду. Основано это на том, что эти два человека на протяжении всей истории стоят за плечами Клэрис, и каждый направляет ее по-своему. Джек Крофорд - это положительная, светлая сторона, ему можно доверять и он обязательно окажет любую посильную помощь, если это хоть сколько-нибудь приблизит их к цели. Ганнибал Лектер - это сторона темная, опасная и непредсказуемая. Он расспрашивает Клэрис о ее детстве, о ее побеге от приемных родителях, о лошади, о ягнятах. Посещая его, никогда не известно, на какие вопросы получишь ответ, и что придется отдать взамен. Я где-то слышала, что у человека на одном плече сидит ангел, на другом - демон. И на протяжении чтения Крофорд и Лектер ассоциировались у меня именно с этим высказыванием.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Что же касается Клэрис Старлинг, я думаю, что ее можно противопоставлять Буффало Биллу (настоящее имя которого - Джейм Гам), главному антагонисту истории, ведь, если подумать, девушка, несмотря на поддержку, в итоге остается один на один с ним, сражаясь в его доме не только за собственную жизнь, но и за жизнь Кэтрин Мартин. Маньяк одержим желанием сшить костюм женщины из кожи своих жертв, он хочет сам стать женщиной, и настолько завидует им, что его чувства перерастают в абсолютную ненависть. Он не считает своих жертв людьми, обезличивая их и называя "оно", рассматривает их исключительно в качестве материала для своего жуткого дела. А Клэрис Старлинг он ненавидит вдвойне - она женщина и офицер ФБР. В свою очередь сама Клэрис ненавидит его за причиненные девушкам страдания, образ истерзанного тела, выловленного в реке, до сих пор стоит перед ее глазами. Небезразличная, непереносящая причиненную другим боль, Клэрис сражается против того, кому причинение боли и убийство доставляют удовольствие. Недаром в письме, адресованному ей, Ганнибал Лектер пишет: "Итак, Кларисса, ягнята теперь молчат? Меня вовсе не удивит, если Ваш ответ будет и «да» и «нет». Ягнята теперь на некоторое время замолчат."

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

На ранчо, где забивали животных, маленькая Клэрис не могла ничем помочь ягнятам, и эпизод, где она рассказывает об этом Лектеру, как нельзя лучше демонстрирует сострадательную сторону ее натуры. Несправедливость, жестокость, заключенная в отношении человека к животному, становится толчком, заставляющим ее бежать со старой полуслепой лошадью прочь от опекунов. И точно так же, уже потом, несправедливость по отношению человека к человеку заставляет ее бросаться в самое пекло, твердо, не отступая ни на шаг.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

"Фемида недаром слепа, и весы ее колеблются постоянно. Вам придется вновь и вновь выпрашивать у судьбы это благословенное молчание. Потому что Вами движет беда; Вы видите беду — и это заставляет Вас действовать. Но беды нескончаемы, они существуют вечно." © Ганнибал Лектер.