1941–1945 годы. Маршрут в 1418 дней с продолжением
«Поезд Победы» побывал в 43 российских и восьми белогрусских городах. Уникальную выставку посетили более 125 тысяч человек. Впереди — Транссиб
«Поезд Победы» – необычный передвижной музей, каких нет больше нигде в мире. Это скорее машина времени, которая переносит нас на 80 лет назад и везёт по маршруту Предвоенные годы – Великая Отечественная – Победа. В свой первый рейс «Поезд Победы» отправился в октябре 2020 года с Белорусского вокзала Москвы. Побывал во всех российских городах-героях, прошёл маршрутами, где разворачивались главные сражения Великой Отечественной. В 43 российских городах необычную выставку осмотрели более 100 тысяч человек.
В июне 2021 года, накануне 80-летия начала Великой Отечественной войны, «Поезд Победы» приехал в Беларусь, сначала сделал остановку в Минске, 21 июня прибыл в Брест, а затем побывал ещё в шести городах – экспозицию посетили около 25 тысяч жителей Беларуси.
А в августе «Поезд Победы» отправился по Транссибу, конечная точка маршрута – Владивосток.
Внутри «Поезда Победы» вместо привычных купе – экспозиция, созданная мастерами творческой группы «Невский баталист». Более 140 полноразмерных скульптур героев и участников той далёкой, но близкой войны, мультимедийные поверхности, полсотни видеопроекторов, объёмный звук, виртуальные панорамы сражений. Звучит музыка, написанная специально для каждой темы. Реальность будто оживает, например в вагоне, где рассказывается о блокаде Ленинграда, из открытой двери теплушки веет холодом, а в санитарном вагоне пахнет больницей.
Эффект максимального погружения в эпоху дополняет аудиогид: голосом актрисы Екатерины Гусевой экскурсию ведёт машинист девушка Лида. Её прообразом стала героическая женщина, боец специальной паровозной колонны Елена Чухнюк. Пойдя по стопам отца, ещё до войны она получила профессию машиниста, училась и работала в Гомеле. А во время Великой Отечественной водила эшелоны с боеприпасами к линии фронта под Сталинградом, Курском и Ельцом.
Вместе с Лидией посетители проходят путь от Бреста до Москвы, от Сталинграда до Берлина. Они фактически видят войну глазами свидетелей тех страшных и героических событий.
Всего в поезде восемь вагонов. Из вагона «Мирное время», где счастливые люди едут по своим делам, посетители попадают в вагон, где на фронт отправляются новобранцы. Ещё десяток шагов – и мы в вагоне «Окоп», здесь отчётливо слышны канонада орудий, стрельба и взрывы... Есть в составе научный вагон, где можно заглянуть в лабораторию Зинаиды Ермольевой, в 1942 году микробиолог получила первые образцы пенициллина из плесени, взятой со стены московского бомбоубежища. После двух лет кропотливых исследований антибиотик стали применять для лечения раненых. В этом же вагоне едет родоначальник советского атомного проекта Игорь Васильевич Курчатов. Он вёл его с самого старта в сентябре 1942 года и до собственной смерти...
Особое внимание в экспозиции уделено подвигу защитников Брестской крепости. Отдельную часть занимают сцены из блокадного Ленинграда. Есть в составе и вагон-бронепоезд, и штабной вагон – его героем стал маршал Константин Рокоссовский, командовавший Первым и Вторым Белорусскими фронтами.
И самый главный, самый важный вагон, конечно, «Победа. Возвращение домой»: кто-то радостно улыбается фотографу, кто-то весело болтает с попутчиком. Но эта радость со слезами на глазах: страна заплатила за Победу очень высокую цену.
Анатолий МАКСИМОВ, Москва
Фото: Михаил ФРОЛОВ, БЕЛТА
© "Союзное государство", № 7, 2021
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НА НАШЕМ ПОРТАЛЕ
Как восстанавливали стёртый с лица земли Минск
С этих Героев снят гриф «секретно»
Гордость советской разведки собственная дочь чуть не сдала дважды
Кто предал Николая Кузнецова и Рихарда Зорге
Виной сокрушительного поражения СССР в июне 1941 года стало предательство?
Главный палач Хатыни пережил свою жертву на 44 года
76 лет назад нацисты превратили генерала Дмитрия КАРБЫШЕВА в ледяную глыбу