Одним из главных элементов в структуре агентов американского влияния в Центральной Азии является организация Национальный фонд в поддержку демократии (NED). Он был основан в 1983 году и тесно связан с Центральным разведывательным управлением США. Соответственно, финансируется он также из американского бюджета (это при том, что официально фонд является неправительственной организацией). На официальном сайте размещена информация о том, что NED обеспечивал деньгами оппозиционные движения в Европе: «Солидарность» в Польше, «Хартия 77» в Чехословакии, «Отпор» в Сербии.
В целом, отмечается характерная закономерность: фонда заметно активизируется, когда объекты его воздействия начинают активно вести политику, идущую в разрез с планами Вашингтона в Средней Азии. Яркими примерами является участие в событиях 2013-2014 годов на Украине, когда спонсируемые фондом «независимые» СМИ оказывали прямую поддержку протестующим на Евромайдане.
При этом, Фонд придерживается следующего метода организации работы: так, в статье расходов для подконтрольных «журналистов» нет пункта «оппозиционная деятельность». Средства выделяются на подготовку основной журналистской деятельности - проживание в гостиницах, транспорт, офисы. При этом, по негласной договоренности, «журналисты» NED тратят часть данных средств на пропагандистскую или оппозиционную деятельность.
Данная организация также задействована в деструктивной деятельности и в странах Центральной Азии. NED был напрямую задействован в переворотах в Киргизии 2005 и 2010гг путем финансирования оппозиционных СМИ, оппозиционных лидеров мнений и политиков.
Так, например, в Киргизии фонд финансирует Национальный демократический институт международных отношений (NDI), Международный Республиканский Институт (IRI), Ассоциация «Таза Шайлоо», американский Международный центр частного предпринимательства (CIPE), ОО «Коалиция за демократию и гражданское общество», Восточно-Европейский демократический центр (ВЕДЦ), независимая газета «Аалам», учреждение «Институт общественной политики», ОФ «Институт медиа полиси», ОФ «Кылым шамы», представительство Internews Network, Женский дискуссионный клуб за демократию, Институт политики развития, Радиостанция «Волна Иссыкуля», ОФ «Клооп Медиа», Сеть Жарандык Демилге, Сельский фонд развития, Джалал-Абадская областная правозащитная организация «Справедливость», ОФ «Правовая клиника Адилет», Правозащитное движение «БирДуйно-Кыргызстан», Центр Солидарности, ОО «Институт общественного анализа», ОО «Мутакалим», партнерская группа «Прецедент», Институт развития молодежи, Центр политико-правовых исследований (ЦППИ), и т.д.
К примеру, в начале 2005 года, до «революции тюльпанов», в Кыргызстан прибыл Иржи Рогожински из варшавского Восточно-Европейский демократического центра (ВЕДЦ), деятельность которого направлена на распространение идеи демократии, поддержку гражданских инициатив и неправительственных программ, демократических свобод, содействие социальным и общественным переменам в посткоммунистических странах. Ранее данный Центр курировал сам Збигнев Бжезинский.
Самого же руководителя, Павла Казанецкого, в Кыргызстан не пустили, а в России он вообще является персоной нон-грата, но можно предположить лишь причину запрета на въезд в страну, ведь ВЕДЦ фактически занимается сбором и анализом информации о политической ситуации в интересующих его странах, поиском и подготовкой оппозиционных лидеров, созданием молодежных политических организаций и политическим маркетингом. Активисты ВЕДЦ работали во всех «революционных» странах, начиная с Югославии. Именно им принадлежит авторство лозунгов, под которыми проходили «бархатные революции»: «Отпор!», «Gotov je!», «Кмара!», «Пора!».