С моим мужем Ильей мы познакомились в художественном училище. Своего жилья в Новосибирске у нас не было. Мы снимали квартиру. Это было не легко для нас, так как мы оба после училища поступили в институты и каждый из нас платил за институт со своей зарплаты. Бывало, мы просили хозяев съемной квартиры подождать с оплатой, так как нужно было выбирать между продуктами и своевременной оплатой жилья. Мы не ходили на дни рождения друзей и не приглашали на свои дни рождения, хотя очень хотелось.
Сегодня мы понимаем, что эти мучения были зря, ведь вместо того, чтобы отдавать всю зарплату за учебу и съемное жилье, нужно было отказаться от институтов и вложить эти деньги в наше собственное жилье. Ведь, как оказалось, на практике, высшее образование не гарантирует собственного жилья. Зарплата учителя в художественной школе (я закончила педагогический Институт Искусств) у меня была бы около 7000р. в месяц весь первый год работы (это 2014год). Как жить на эти деньги, если съемное жилье стоило 15 000р. в месяц. О том, чтобы откладывать не могло идти и речи. Хотя, я считала, и насчитала, что мы можем со своих зарплат с Ильей только через 10 лет отложить сумму для первоначального взноса по ипотеке. Это были бы еще 10 лет жестких лишений и ограничений.
Вообще-то, у меня могла бы быть квартира. Мой самый родной человек- двоюродная бабушка предлагала мне квартиру в новостройке. Но я отказалась. Не знаю, поймете ли почему. Я люблю мою бабушку Елизавету больше, чем родителей. Я живу с огромной благодарностью за настоящую эмоциональную связь с самым эмпатичным, самым умным и самым веселым человеком в моей жизни. Другие родственники, понимали, что квартиру она может оставить мне и плели интриги, пытались внушить бабушке, то что я жду эту квартиру и имитирую любовь, привязанность. Я отказалась, потому что хотела, чтобы она точно знала, что я приезжаю к ней не из-за квартиры. Я взяла только кошку, швейную машинку «Чайку» на которой бабушка учила меня шить, и сундук, который когда-то сделал отец бабушки.
Те, кому досталась квартира бабушки, не были рядом с ней, когда она болела, не были и на похоронах. Бабушка умерла у меня на руках. Я забрала самое ценное для меня - ее альбом с фотографиями.
Сегодня я понимаю, что, отказавшись от квартиры, проявила гордыню и неуважение. Моя бабушка умная женщина, мне нужно было уважать ее решение подарить мне квартиру. Я поставила себя выше нее, выше всех: «Давайте, родственники, рвите друг - друга, а я обеспечу себя жильем сама, я в таком не стану участвовать».
Пока мы с Ильей заканчивали институты и работали, у меня зрела большая мечта о своем деле. Я понимала, что мы трудоголики, мы не из тех, над кем должен стоять начальник, чтобы мы не отлынивали от работы. Мы творческие, мы трудяги, мы выносливые и упертые. Так почему же у нас нет своего жилья много лет? Нужно что-то менять.
Я часто мечтала-пока мыла пол, готовила, работала, бежала в мороз до метро. Мечты были классические для Сибирячки - жить в теплых краях, рядом с морем, иметь свой домик и свое дело, которым ты горишь. Растить детей, гладить собаку, любоваться посаженными розами.
После того, как я закончила Институт Искусств, мы с Ильей 6 месяцев готовились к переезду в Краснодар, копили деньги. И 1 августа 2014 года, закрыв съемную квартиру на ключ и положив его в почтовый ящик, как просила наша замечательная хозяйка квартиры, отправились из Новосибирска в Краснодар на машине. Если все-равно снимать жилье, то почему бы не делать это на юге, не далеко от настоящего моря?
Краснодар, мягко говоря, очень понравился. Сняли квартиру, потом сняли дом. Мы стали развивать свое дело – наклейки на авто, одежда с рисунками автомобилей. После первой продажи у нас сгорела на плите кастрюля с едой для собаки, так мы радовались! Позже я стала развивать свое направление одежды - пляжные туники для отдыха.
Жить на юге на земле в частном доме оказалось большим счастьем. Я с энтузиазмом садила грядки, а ведь это на съемном. А сколько бы всего я могла делать в своем доме?
Решено - нам нужно как-то построить свой домик. А так как на Илье уже были кредиты еще с Новосибирска на машину и его институт, я взяла на себя кредитные карты Сбер, Тинькофф, Совесть. А еще моя мама взяла на себя для нас кредит в Альфа Банке 200 000р. а выплатить должны мы за 5 лет около 400 000р.
Еще Илья продал машину, купил другую-дешевле. Еще бабушка Ильи помогла деньгами.
В общей сумме на участок в СНТ (стоил 220 000 р.) и постройку дома мы потратили около 600 000р.(строили дом своими руками, вдвоем), а вместе с кредитными процентами за 2-3 года получится, что мы вложили в наш домик миллион. Мы посчитали, что это лучший вариант для нас, т. к. домик мы построили быстро и хоть и без условий сразу, но мы жили в своем доме и достраивали его постепенно, хоть и предстояло работать 2-3 года без выходных, чтобы оплачивать кредиты.
Мы скромно расписались в шикарном Екатерининском дворце бракосочетания. Я сшила свадебное платье для фотосессий, потому что помнила, как любила рассматривать мамины с папой фотографии, где мама в белом платье. Я хотела, чтобы наши дети тоже могли видеть нас нарядными в честь свадьбы, хотя у нас и не было денег на саму свадьбу. Когда Илья строил дом, то мы записывали видео для наших будущих детей, которые в нем родятся.
И вот, в нашем первом домике, построенном своими руками, постепенно мы сделали все для комфортной жизни – ванна, холодная/горячая вода, туалет, кондиционер, рабочее место. Наша одежда стала хорошо продаваться на Амазоне и Этси. Это значило, что скоро мы закроем кредиты и вздохнем полной грудью. Деревья, кустарники, розы прижились - с каждой весной наш домик будет расцветать и становиться лучше. Оставалось только постепенно пристраивать к домику еще площадь, улучшать условия для проживания.
Мы не только себя обеспечили жильем, но стали помогать бездомным животным-забирали к себе, лечили и пристраивали, какие-то остались с нами.
Однажды нам посчастливилось познакомиться с предпринимателем - застройщиком. Он выдал нам за 20 минут крутую информацию о том, как строить бюджетно. Он провел нас по 2-ум своим строениям, показал и рассказал, на чем можно сэкономить без ущерба для хорошего дома. Назвал суммы, потраченные на строения, мы были удивлены как дешево! Например, блоки можно купить с отбитыми краешками за полцены. После этого общения мы полезли на Авито смотреть, что там есть. И увидели шикарные красивые, деревянные окна совершенно бесплатно.
Мы заказали доставку и привезли их. В голове закрутились мысли - мы теперь знаем, как строить дешевле, ведь мы раньше думали, что строим из всего самого дешевого, но это оказалось не так. Самое дешевое новое может быть гораздо хуже дорогих и качественных б/у материалов, которые продают дешево или отдают бесплатно.
У нас все складывалось хорошо - хорошие продажи одежды, опыт строительства, полученная ценная информация о бюджетном строительстве. Скоро мы выплатим кредиты и превратим наш домик в классный большой дом.
Но этого не случилось, окна не пригодились в нашем первом домике.
В нашей семье случилось несчастье. Я попала в реанимацию на почти 2 месяца. Чудом выжила.
На мое восстановление уходило много денег, пошли просрочки по кредитам, я не могла работать долгое время. Я предложила Илье продать дом, погасить основные долги и кредиты и построить себе другой домик, ведь у нас теперь есть опыт и ценнейшая информация от того предпринимателя.
Илья отказывался, говорил, что будет работать больше и через год мы погасим долги. На деле же -он работал меньше, так как теперь ему приходилось готовить, убирать и т. д., так как я не могла этого делать. Все, что я могла 1-ый месяц после реанимации - дойти до ванны, одеться и выйти на улицу на 10 минут. Даже это стоило огромных усилий.
Я не могла просто лежать в кровати, я думала, как нам быть.
Кредиторы звонили и доводили до слез, несмотря на то, что мы переводили деньги за кредиты частями и прислали справку о том, что я была в реанимации, а потому не могла работать. Даже мой еле слышимый голос после трахеостомы не разбудил в них ничего человеческого - они просто делали свою работу.
Я сделаю все, чтобы никогда в жизни больше не брать кредит! Я всегда была против кредитов, считала, что только на недвижимость их стоит брать. Но теперь я считаю, что их лучше никогда не брать, а искать другие способы, если ты и твои близкие на ногах.
Я стала составлять планы как построить дом за 150-200 000р. за 2-е недели (потому что нужно было освободить дом, который продали) и заехать в него. Ох, сколько бумаги я потратила! Но план, который я показала Илье, был осуществимый. Я рассчитала не только бюджет, но и этапы стройки на каждый день, которые может выполнить один человек. Я не могла помочь Илье физически, но несмотря на инсульт, медикаментозную кому третьей степени, многочисленные наркозы и. т. д., я могла мыслить и я нашла решение.
Илья сомневался. Он предлагал в крайнем случае переехать на съемное, но я это сразу отсекла - это шаг назад. У нас случилась беда, на которую у нас еще не известно сколько денег понадобится. У нас животные, которых мы не бросим. Мы должны идти только вперед.
Я дала Илье 2 месяца, чтобы он убедился, что его план - работать почти без сна целый год ради покрытия долгов, хуже, чем мой план.
Через 2 месяца я настояла продать наш самый первый и дорогой сердцу дом, так как план Ильи провалился - проценты задолженностей по кредитам росли стремительно и при этом нам самим срочно нужны были деньги. Я не могла работать и поддержать нас финансово.
Мы продали дом за 650 000р. За 190 000р. купили участок рядом с нашим первым домом. На стройку отложили 130 000р. Остальные деньги потратили на погашение основных кредитов. И хотя это было не полное погашение накопленных долгов, жить стало в этом плане, на много легче. Илья разобрал каркас, пристроенный к дому, так договорились с покупателями. Часть этих досок пошли на наш «Дом за 200 000», стоимость этих досок тоже учтена в видео-смете. Так же перенесли на наш новый участок деревянные окна, которые стали главным украшением нашего нового дома.
Оглядываясь назад, точно могу сказать, что это было правильное решение. И Илья теперь с этим тоже согласен.
Продолжение в следующей части. Подписывайтесь на канал!)