„Остроумие — это дерзость, получившая образование.“
Аристотель
Что приходит вам на ум, когда вы думаете об Античности? Гай Юлий Цезарь с культовой фразой «И ты, Брут…», великий царь Леонид и триста спартанцев, которых на самом деле было не совсем триста, или философ Диоген Синопский, по слухам, живший в бочке?
Разумеется, всё это – лишь верхушка айсберга Древнего мира. Чего только стоят восстание Гракхов, античных консервативных социалистов, Пунические войны между Римом и Карфагеном, когда Ганнибал перешёл Альпы, взяв с собой в армию слонов, и безумный император Нерон, неоднократно покушавшийся на свою мать и, по некоторым предположениям, спаливший дотла больше двух третей Рима.
Время чтения - меньше пяти минут
Но Античность – это не только войны, восстания и политика: всем известна авторитетная философия этих времён. Аристотель – один из самых видных деятелей легендарной эпохи. Он привнёс в науку столь много, что его вклад невозможно описать.
Аристотель – это классик этики, политики, поэтики и риторики (так, к слову, и называются четыре его знаменитейшие книги, ставших эталоном на многие века). Также он являлся одним из первых зоологов: ему принадлежит фундаментальный труд «История животных». Именно он основал и развил логику как науку, положил первый камень в фундамент естествознания.
I.
«В предвиденных опасностях человек может руководствоваться расчётом и разумом, во внезапных – лишь приобретёнными душевными свойствами»
Давайте будем честны: как часто мы, сидя на кухне в тепле и попивая ароматный чай, представляем в мыслях, что мы сделаем в той или иной ситуации: как мы бесстрашно бросимся в дискуссию, как завтра проснёмся и начнём заниматься спортом, как наконец-то напишем тому самому человеку и пригласим сходить куда-нибудь?
Что-то мне подсказывает, что печально часто. А по итогу, когда приходит тот самый момент, который мы прокручивали в голове, мы удивляемся тому, что происходит ровным счётом противоположное: страх оказывается каким-то слишком сильным, стеснение – непреодолимым, да и внезапно делать ничего не хочется.
К внезапному можно подготовить только свой характер, а не расчёт. Жизнь полна случайностей, на которые мы обречены реагировать без подготовки, и чтобы потом не сожалеть об упущенной возможности, нужно развивать не только свои навыки, но и свои качества: будь то смелость, решительность, открытость или стойкость. Они как наша багажная аптечка: всегда должны быть при нас.
Суть каждой идеи не столько в её рациональной, сколько в её эмоциональной составляющей. Идея подпитывает нас, когда мы истончаемся, вселяет в нас надежду, когда мы готовы всё бросить. Аристотель в своём высказывании противопоставляет, но не сталкивает две противоположности: рациональный расчёт и непрогнозируемые душевные свойства.
Одно является продолжением другого: без рационального расчёта личностные качества будут неустойчивы и безоружны, а без личностных качеств рациональный расчёт – всего лишь трафарет мысли, который при наложении на действительность окажется просто забавной детской раскраской.
II.
«…легче изменить привычку, чем природу; привычка только потому и становится силой, что принимает облик природы»
Из каждого угла мы слышим: «Хорошие привычки меняют жизнь!», «Вырабатывайте в себе привычки, которые будут вам помогать!» и так далее. Нельзя сказать, что говорящие это неправы: правда-то на их стороне, но лишь одной ногой. Второй ногой правда стоит на стороне тех, кто терпит поражение раз за разом в формировании полезных привычек.
Я ни в коем случае не оправдываю лень, которая так часто портит нам жизнь и отворачивает наш взгляд от действительно важного, связывая нас при этом по рукам и ногам. Но я уверен, что для каждого человека существует такая фраза, которую он не просто поймёт головой, но которую он почувствует сердцем.
Именно такие слова меняют жизнь, а не статьи, в которых говорится, как полезно выпивать по литру воды в день и заниматься спортом: да знаем мы об этом, знаем! А если знание, как показывает практика, далеко не всегда приводит к действию, значит, должно быть что-то ещё. Что-то, что мы дружно упустили. По моему мнению, это и есть идея.
Идея, которая присутствует в нас в виде бесконечного двигателя, который, однако, нужно ещё завести. А включить мотор могут или глубокие слова, или глубокие личные переживания, после которых обязательно следует компонент дисциплины.
Аристотель крайне просто выразил всё, что нужно знать о самосовершенствовании: «Мы являемся тем, что постоянно делаем. Следовательно, совершенство – не действие, а привычка.».
То, что дисциплина – необходимый компонент привычки – само собой разумеется, а то, что идея – топливо дисциплины, мы сказали ранее. Значит, нужно не только прилагать волевые усилия, но и усилия эмоциональные, чтобы пройти процесс формирования привычки успешно.
III.
«…добродетель задаёт правильную цель, а практичность находит средства»
Привычка привычкой, а регулярность действия ещё ничего не говорит о его правильности. Верно ли мы поступаем или нет, зависит от нашей способности суждения, а способность здраво судить от – наших нравственности, кругозора и духовной развитости. В то время как на практичность влияет успех и безуспешность ранее нами сделанного.
Практичность – это великое оружие, но только в руках добродетели. Такие философы античности, как Платон и Сократ, ставили благие дела выше благих мыслей. Но добродетельные поступки просто невозможны без знания, как их осуществить. Дело практичности – знание частного, а значит, благие свершения немыслимы без умения.
Сам Аристотель умственно оздоровил улетевшую в небеса мысли античную философию: он развил теорию золотой середины, возвращающую негативным событиям их значимость и раскрывающую некоторые их положительные черты.
Эта теория применима в этике, а значит, и во всей жизни, ведь этика – это учение о добре и зле, о должном и недолжном; иначе говоря, учение о выборе своего действия, с чем мы сталкиваемся каждый день без исключения.
Данная статья – это просто пылинка по сравнению с тем, что кроется в трудах самого Аристотеля. Настоятельно рекомендую к прочтению его книгу «Никомахова этика»: она является, по моему мнению, лучшим его трудом с точки зрения как масштабности, так и понятности излагаемого материала.
Аристотель грешит сложными словесными конструкциями, которые, однако ограняют его мысли так, чтобы придать им точное значение и избавить нас от разночтений, но в данной его книге мы видим то, к чему так стремился этот великий философ: мы видим золотую середину между учёностью и простотой.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать дальнейших статей, ставьте пальцы вверх и пишите ваше мнение в комментарии: этим вы поможете мне повышать качество контента и радовать вас отборным материалом. Спасибо!
#античность #философия #афоризмы известных людей #саморазвитие #этика