Столько лет прошло с тех пор, как закончилась самая кровавая в мире война, а память о ней до сих пор тревожит душу русского человека.
Сегодня мы расскажем немного о тяжелой и удивительной судьбе прадедушки Анисомовой Анны, (Дзержинск) - Ведехине Анатолии Ивановиче. К сожалению, Аня не смогла дать качественные фотографии своего дедушки, поэтому сопроводим статью редкими и интересными фотографиями того времени из архивов других семей.
__________
Нет в России семьи, которую война обошла стороной. И в семье Анны два прадедушки воевали на фронтах Великой Отечественной войны.
Один из них – Ведехин Анатолий Иванович.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, прадедушке Ани было всего 19 лет. Из-за болезни ноги он не смог сразу уйти на фронт. Был призван в армию в декабре 1941 года.
Знакомство с армией у него состоялось в Казани, где находились военные лагеря, и где шла подготовка к фронту.
Дедушка рассказывал прабабушке так:
"Зима в тот год выдалась холодная. Определили меня в пулемётный взвод. После месяца подготовки отправили на фронт. От Казани ехали в телячьих вагонах до Москвы. В Москве – пересадка, и едем до Торжка. А затем в направлении Ржева, до городка Старица. И оттуда еще двое суток пешком…
Как-то спрашивает нас капитан: - Кто хочет в разведку? Честно говоря, было страшновато. Но пошел. Так судьба и связала меня с разведкой. Вот тут-то и немецкий язык очень даже пригодился (мой прадедушка до начала войны преподавал в школе немецкий язык).
Правда, были и свои минусы. К примеру, ребята спать ложатся, а я со словарем совершенствую свой иностранный. Помню, первую свою встречу с немцами. Это произошло в начале марта 1942 года. Тогда попали мы в хорошую перестрелку. 👇
К вечеру дело было. На деревню, где мы разместились, налетела немецкая авиация. Трудно передать словами весь пережитый ужас. Ещё не обстрелянные ребята, мы не понимали, что нужно делать. Черные столбы взрывов вспарывали землю. Закладывало уши. Вокруг неразбериха. Хотелось спрятаться куда-нибудь и переждать, когда этот страшный сон рассеется.
К сожалению, это была реальность, которой предстояло длиться еще долго. Тогда же нам пришлось отступать. Отстав от своих, я решил пробираться в лесок, росший в километрах двух от деревни. И тут меня что-то больно ударило по ноге. Это был промёрзлый ком земли, взлетевший от упавшего снаряда.
Мне повезло, в лесу я встретил группу наших разведчиков. Свою же часть искал три дня. А меня считали уже погибшим и отослали домой повестку "Пропал без вести". Кстати, за всю войну дома получили на меня две таких повестки.
А нога от удара кома болела всё сильнее. И попал я в госпиталь недалеко от Торжка. Там узнал, что в Калинине идёт набор на курсы младших командиров.
После поправки был зачислен в отделение противотанковых пушек. Помню, как мы, шутя, называли это орудие "Прощай, Родина!". Мне присвоили звание старшего сержанта.
В мае распределяли по частям: попал я под Ржев. Был назначен командиром орудия. Бои шли страшные. Там как раз находился железнодорожный узел. Вот за него-то немцы и вели жесточайшую борьбу.
В марте 1943 года немцы стали от Ржева отступать. Мы дошли до Смоленской области, до города Ярцево. Часть наша была порядком истрепана. Поэтому для переформировки нас отправили опять к Ржеву.
Был август. Начались дожди. Сушить одежду не всегда удавалось, часто сохла прямо на теле. И началась у меня сильнейшая ангина. Из санбата попал опять в госпиталь.
После выздоровления хотел вернуться в свою часть. Но где она? Разве найдёшь? Попал в запасной полк, в отделение противотанковых пушек. Обучал там ребят. А потом учился на курсах младших лейтенантов.
В марте 1944 года был командиром минометного взвода. Воевал в 63 гвардейском полку 22-й гвардейской дивизии сибиряков- 28 добровольцев.
По воле судьбы был опять определен в разведку командиром наблюдательного пункта. Это было уже около города Новоржева. А летом началось великое наступление по всему фронту".
Прадедушка своим детям и внукам показывал на карте весь путь, по которому ему пришлось пройти за время войны. Он все отлично помнил. Но вот рассказывать не любил. И каждый раз, отвечая на просьбу своих родных, со слезами на глазах говорил: " Да что рассказывать об этом…".
"А после Новоржева были, - вспоминал прадедушка, - Опочка, Карсава, Рига. У латвийского города Салдус гремели бои. Город мы не взяли, а полк потеряли почти весь. Много всего насмотрелся.
Помню, как во время наступления увидел немца, снимающего с убитых русских солдат ордена и медали. Чувство, испытываемое тогда мной, до сих пор незабываемо".
Много лет прошло с той поры, но каждый раз, когда прадедушка рассказывал об ужасах войны, голос его дрожал. И скрыть это было невозможно.
"Весной 1945 года отправили нас на передовую, - продолжал рассказ прадедушка. – Но уже чувствовалось, что близок конец этой долгой войны. Мы это поняли, когда однажды над немецкими окопами появились белые флажки. Мне поручили всё разузнать. От немцев также вышли парламентёры. Я по-немецки спросил: "Что означают ваши белые флажки?" Ответ был: "Прекращение огня". Я перевёл, что наше командование предлагает им сдаться.
Для обсуждения условий немцы пригласили нас к себе в тыл. И мы даже выпили с ними коньяк. А потом шли целые колонны тех, с кем нам пришлось так долго воевать. Но уже пленных".
Демобилизовался прадедушка в июне 1946 года.
Вот такая одна из миллион военных судеб того времени. В семье Ани хранится шкатулка с семейными фотографиями, военными письмами, наградами. Все это разрушается со временем... Если была бы возможность это сохранить для следующих поколений...
______________________
Если у вас есть большое колличество фотографий, которые нужно сохранить, а также если вы хотите поделиться своими воспоминаниями и передать их следующим поколениям - пройдите наших два шага -
Шаг первый - пройдите наш мини-опросник из 5 ступенек - это увлекательно и несложно.
Шаг второй - посмотрите как мы делаем ваши ячейки памяти на нашем проекте - Nasledie.digital
С глубоким уважением к вам, команда Nasledie.digital... 🌎
#великая отечественная война #разведка #советский народ #годы войны #воспоминания о войне