Найти тему
Эпонимы и Мы

ТЕЛЕЖКА ХАНИНА

Стою на полустаночке, в цветастом полушалочке, а мимо пролетают поезда. И, даю гарантию, у большинства вагонов эти поездов есть один и тот же ходовой узел - так называемая ТЕЛЕЖКА ХАНИНА.

Вот это всё - ТЕЛЕЖКА ХАНИНА. Фото с сайта http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=98669&mode=search
Вот это всё - ТЕЛЕЖКА ХАНИНА. Фото с сайта http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=98669&mode=search

Названа она так в честь советского инженера-механика Александра Григорьевича Ханина (1888-1976). Который, оказывается, был таковым лишь по паспорту, а на самом деле его настоящее имя - Ишуя Гирш-Бунимович Ханин.

Родился он в Шклове, что в Могилёвской губернии. Получил традиционное еврейское религиозное образование, но стал не врачом и даже не банкиром, а инженером, закончив в 1914 году Петербургский технологический институт.

До революции работал на Северном механическом и кабельном заводе в Петрограде. Советская власть открыла ему колоссальные перспективы, и в 1923 году Ханин стал главным конструктором Ленинградского вагоностроительного завода, руководил созданием новых конструкций вагонов. А в 1927 сам изобрел новый тип тележки для вагонов.

Но лишь с 1955 года тележка системы ЦНИИ-ХЗ-О стала базовой при строительстве грузовых вагонов в СССР и ряде других стран. (Кстати, буква Х в названии тележки ЦНИИ-ХЗ-О тоже указывает на фамилию изобретателя.)

Любопытно, что изображённые на фото пружины (двойные, одна в одной) тоже называются ПРУЖИНАМИ ХАНИНА.

ПРУЖИНЫ ХАНИНА Фото с сайта https://agrovektor.com/ua/physical_product/811065-pruzhina-hanina-bu.html
ПРУЖИНЫ ХАНИНА Фото с сайта https://agrovektor.com/ua/physical_product/811065-pruzhina-hanina-bu.html

И ещё тут можно увидеть ФРИКЦИОННЫЕ КЛИНЬЯ ХАНИНА.

ФРИКЦИОННЫЕ КЛИНЬЯ ХАНИНА. Фото с сайта http://www.trportal.ru/obyav_28168.html
ФРИКЦИОННЫЕ КЛИНЬЯ ХАНИНА. Фото с сайта http://www.trportal.ru/obyav_28168.html

Увы, больше об этом человеке я ничего сказать не могу. У нас вообще в стране не особо приветствовалось выставлять себя напоказ со всеми своими изобретениями. Особенно если ты работаешь на ответственной должности в государственной организации. Всё, что ты там сделал - это результат коллективного труда, поэтому как-то неприлично говорить о каком-нибудь КЛЮЧЕ СИДОРОВА или ГАЙКЕ ФЕРТМАНА - нет, всё это наше, советское!

Можно считать тележку, пружину и клин Ханина исключением. Потому что та самая буква Х в названии ЦНИИ-ХЗ-О - максимум, на что он мог рассчитывать. Однако, несмотря ни на что, в словарях мы до сих пор видим эпонимы с его фамилией. Удалось товарищу сломать систему!

P.S. На самом деле, вагонных тележек довольно много - ПУЛЬМАНА, ЯКОБСА, ФЕТТЕ и так далее. А для скоростных современных поездов спроектировали совсем другие тележки, в частности, немецкий концерн "Сименс" изготовил для нашего "Сапсана" тележку, позволяющую передвигаться со скоростью в 200 км/ч (ханинская рассчитана на 120 км/ч, максимум). Но сейчас, как и в Советском Союзе, никто не станет давать этому изделию имя какого-то одного конструктора. Именно потому, что это - плод коллективных усилий.