Стою на полустаночке, в цветастом полушалочке, а мимо пролетают поезда. И, даю гарантию, у большинства вагонов эти поездов есть один и тот же ходовой узел - так называемая ТЕЛЕЖКА ХАНИНА.
Названа она так в честь советского инженера-механика Александра Григорьевича Ханина (1888-1976). Который, оказывается, был таковым лишь по паспорту, а на самом деле его настоящее имя - Ишуя Гирш-Бунимович Ханин.
Родился он в Шклове, что в Могилёвской губернии. Получил традиционное еврейское религиозное образование, но стал не врачом и даже не банкиром, а инженером, закончив в 1914 году Петербургский технологический институт.
До революции работал на Северном механическом и кабельном заводе в Петрограде. Советская власть открыла ему колоссальные перспективы, и в 1923 году Ханин стал главным конструктором Ленинградского вагоностроительного завода, руководил созданием новых конструкций вагонов. А в 1927 сам изобрел новый тип тележки для вагонов.
Но лишь с 1955 года тележка системы ЦНИИ-ХЗ-О стала базовой при строительстве грузовых вагонов в СССР и ряде других стран. (Кстати, буква Х в названии тележки ЦНИИ-ХЗ-О тоже указывает на фамилию изобретателя.)
Любопытно, что изображённые на фото пружины (двойные, одна в одной) тоже называются ПРУЖИНАМИ ХАНИНА.
И ещё тут можно увидеть ФРИКЦИОННЫЕ КЛИНЬЯ ХАНИНА.
Увы, больше об этом человеке я ничего сказать не могу. У нас вообще в стране не особо приветствовалось выставлять себя напоказ со всеми своими изобретениями. Особенно если ты работаешь на ответственной должности в государственной организации. Всё, что ты там сделал - это результат коллективного труда, поэтому как-то неприлично говорить о каком-нибудь КЛЮЧЕ СИДОРОВА или ГАЙКЕ ФЕРТМАНА - нет, всё это наше, советское!
Можно считать тележку, пружину и клин Ханина исключением. Потому что та самая буква Х в названии ЦНИИ-ХЗ-О - максимум, на что он мог рассчитывать. Однако, несмотря ни на что, в словарях мы до сих пор видим эпонимы с его фамилией. Удалось товарищу сломать систему!
P.S. На самом деле, вагонных тележек довольно много - ПУЛЬМАНА, ЯКОБСА, ФЕТТЕ и так далее. А для скоростных современных поездов спроектировали совсем другие тележки, в частности, немецкий концерн "Сименс" изготовил для нашего "Сапсана" тележку, позволяющую передвигаться со скоростью в 200 км/ч (ханинская рассчитана на 120 км/ч, максимум). Но сейчас, как и в Советском Союзе, никто не станет давать этому изделию имя какого-то одного конструктора. Именно потому, что это - плод коллективных усилий.