Каждый год, как только приходит лето, я уезжаю на Русский Север путешествовать. В этот раз отправился в глухой уголок Архангельской области - Мезень. 3 дня ушло на дорогу и вот, что я увидел интересного на трассе М8.
Чтобы попасть на Мезень, надо сначала проехать трассу М8, известную шикарным качеством асфальта и лесными видами из окна. Вологодская область удивила большим количеством камер, буквально каждые 5 км, а вот Архангельская наоборот. Машин нет, камер нет, за окном тайга и деревни. Ездил на Mitsubishi Outlander с мотором 3 литра V6. На этой трассе он очень актуален, обгонять легко. Втопил педаль и под рычащий звук погнал в Холмогоры.
Местами трассу ремонтируют, хоть она и неплоха. Правило простое: главное чтобы через пару лет снова ремонтировать. Свернул в лес передохнуть, чисто, мусора нет. Решил сходить на болото. Зачавкала вода, выбираю траекторию по кочкам. По болоту скорость медленная 1-3 км/ч. только не спрашивайте: зачем туда ходить? Могу сказать одно – за красотой и морошкой. На трассе продают по 1500 рублей банку.
В другой раз свернул с трассы у Березника и попал на пустырь. Во времена СССР из-за плохих дорог и их полного отсутствия создали целую сеть аэропортов для малой авиации. Сейчас все давно разрушено. Место не узнаешь, просто заросшее поле. Теперь тут обучают вождению учеников автошколы.
На закат тормознул у Петропавловского храма 1722 года. Рядом есть руины еще одной деревянной церкви Никольской 1727 года. Да, дерево не так долговечно, как камень, но если следить за состоянием, то деревянные храмы простоят по 400 лет. Такие примеры есть. Сверху выглядит как будто старый замок.
Каждый день уезжал севернее, и каждый день был длиннее. Сегодня закат в 22:30, а зорька в 2 ночи. На Русском Севере рек очень много, а мостов крайне мало. Поэтому вместо постройки иногда делают временные понтонные мосты. Главное до ледохода убрать, иначе унесет.
Снова свернул с трассы в луга. Трава выше пояса, а дорога ведет к деревне с интересным названием Летняя. Оказалось, что так и есть. Живут в ней только летом. Зато красота вокруг, Двина рядом.
Тем временем добрался до Холмогор. Путь пролетел быстро. Дальше паромная переправа через Северную Двину. За машину взяли 400 рублей. Легковые дешевле, внедорожники и пикапы дороже. Пешеходам вход 25р.
Правый берег Двины встретил болотоходами. Дороги тут значительно хуже. Строят местные Кулибины, а иногда и делают под заказ. В основном берут агрегаты из советского автопрома. Колеса только покупают, либо сами вырезают из шин КАМАЗа. Вездеход – дешевый транспорт, а запчасти найдутся в любом селе. Зато по проходимости дадут фору модным вездеходам за 7 миллионов.
Так, не доезжая Архангельска, я срезал путь на Мезень. Но про это и как сплавал на лодке в глухую Пинежскую деревню расскажу в следующий раз. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Читайте еще как на этой трассе наставили знаков с ограничением 50 и камер на скорость буквально каждые 5-10 км, а также про 5 особенностей дорог в глубинке Архангельской области. Мой Instagram @di_artphoto. Еще сделал для вас видео про это путешествие, рекомендую посмотреть тут.