Найти тему
Гараж Автоклассика

Большая редкость в наши дни. Увидел в продаже автобус АС 38

На одном всем нам известном сайте появилось объявление о продаже уникальной машины. Ссылку на него мне прислал подписчик, и признаюсь, поначалу я даже не поверил, что там действительно автобус АС 38. Очень уж он редкий, это четвертый теперь, из всех сохранившихся машин, о которых мне известно.

фото - авито
фото - авито

Среди множества советских «барбухаек», то есть автобусов, построенных на шасси грузовиков, АС 38 выделяется сразу несколькими особенностями. Во-первых, он полноприводный. Во-вторых, малораспространенный, общий тираж был небольшой. И в-третьих, он подразумевался не только как военный транспорт, а многоцелевой, в том числе и для гражданского использования. А еще, он должен был помещаться в грузовой отсек транспортного самолёта АН-12.

Разработка началась в 1965 году, практически сразу после появления ГАЗ-66, шасси которого и взяли за основу. Руководил проектом кандидат технических наук Александр Васильевич Протасов, работавший на 38 Опытном заводе в Бронницах, в коллектив разработчиков входили инженеры Ю.К. Селиванов, В.С. Голубев.

-2

Есть такая легенда, что у Протасова был позывной «Фантомас», это прозвище перешло и к автобусу. Кто знает, так оно на само деле, или нет, но фантомасом АС 38 действительно называли в шоферской среде, скорее всего, из-за его специфической внешности. В передней части есть характерный выступ, в котором размещается запаска. Из-за этого ухудшился обдув радиатора, поэтому для подвода воздуха к нему пришлось делать дополнительные воздухозаборники.

По технической части машина мало чем отличается от ГАЗ-66, что в целом логично. Благодаря своим характеристикам автобус мог свободно проезжать по размытым просёлочным дорогам, временным и деревянным сельским мостам, на твердой сухой поверхности мог преодолевать подъем до 31 градуса кривизной, без дополнительной подготовки проходить брод до 0.8 метра, а запаса хода по топливу хватало на 850 км, а ведь «Шишига» не самая экономичная машина.

Производство началось в 1967 году и длилось до середины 70-х, помимо 38 Опытного завода АС 38 выпускали еще в Воронеже и в Молдавии (г.Бендеры), но общий тираж не превысил 6 тыс. штук.

Почти все существовавшие АС 38 достались военным, и немного геологам, связанным с нефтегазовой промышленностью.

Информация о конкретно этом автобусе уже мелькала несколько лет назад, кажется на Драйв 2. Помнится, состояние было получше, но была проблема с документами. Их, вернее, не было. И вот, он выставлен на продажу за 80 тыс. рублей. Остается надеяться, что он не отправится по итогу на металлолом, и всё же заинтересует коллекционеров, увлеченных автобусной тематикой.

Я на Драйв 2

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам