Фотография Анны Ахматовой с надписью на обороте «Маргарите Алигер – в белую ночь – Ахматова. 6 мая 1946. Фонтанный дом» была подарена ею своей близкой приятельнице и коллеге по поэтическому цеху.
Двух талантливых женщин связывало многолетнее дружеское общение. Они познакомились перед войной. Алигер вспоминала: «Она была прекрасная и великолепная и впечатление производила ошеломляющее. У меня сперло дыхание, и я почти ничего не помню о нашей первой встрече, помню только ее одну… Что она о них говорила, я не помню, несмотря на то что это было бесконечно важно для меня. Но я отчетливо помню ее голос, холодный, отчужденный какой-то голос, горький голос. Горький, – а каким еще мог он быть в ту пору, в начале сорокового года, когда уже не было с ней сына…».
Дарственная надпись была сделана Ахматовой, когда Алигер навещала подругу в Фонтанном доме: «Весной 1946 года я некоторое время прожила в Ленинграде – репетировалась моя пьеса. У Ахматовой я бывала часто и чувствовала себя с ней все свободнее и проще. Она охотно читала новые стихи – они у нее в ту весну писались и печатались, – готовила большую книгу, была деятельна и бодра… Бывая у Ахматовой […], я несколько раз заставала ее за работой – большой стол посреди комнаты, скорее обеденный, чем рабочий, был завален папками, тетрадями, бумагами. Разбирая бумаги, Анна Андреевна иногда протягивала мне какую-нибудь фотографию или страницу, на которой подчас было записано всего несколько слов, а то читала вслух отдельную выписку или заметку. Помню поразившие меня строки о полной обнаженности и незащищенности лирического поэта, о том, что в этой-то обнаженности и заключена суть лирики, что лирик сам подставляет себя под удар, обнажая самое личное и сокровенное. Мне запомнились эти слова. Их мудрость впоследствии не раз помогала мне пережить равнодушно-холодную критику моих собственных стихов. А то, бывало, взяв какую-нибудь книгу, читала вслух строки, показавшиеся ей замечательными. Словно брала за руку и вводила в мир, где жила».
Все прошедшие годы фотография хранилась в семейном домашнем архиве наследников Алигер. А потом была выставлена на аукцион. За нее развернулась настоящая битва коллекционеров. Финальный удар молотка зафиксировал стоимость для победителя - 3300 долларов США.
#Анна ахматова #маргарита алигер #автограф #аукционы #антиквариат