Александр Андреевич Вокач (1926-1989)
Один из тех актеров, который, обладая несомненным талантом лицедейства, тем не менее, не мог похвастаться тем, что сыграл бы убедительно любую роль. И в данном случае, это не вина актера. Это вина его харизмы. С первого взгляда на него, вы сразу скажете "Интеллигент". Мало того, он рафинированный интеллигент. То есть, чистой воды. Не суждено было ему играть крестьян, работяг и тому подобных типажей. Даже лакеи у него получались какие-то аристократические.
Играл в Курганском театре, позже в драмтеатре Калинина, а с 1971-го года и до конца жизни в знаменитом московском "Современнике".
Вообще, амплуа этого актера на советском экране это иностранцы, как правило тоже не простые, а состоятельные или при должностях, кроме того он замечательно играл интеллигентов, как русских, так и советского периода, роли были, как положительные, так и отрицательные. Правда, злодеи у него все равно получались какие-то не злобные. В основном исполнял роли второго плана или даже эпизоды.
Снялся в 80 фильмах, озвучил несколько кинокартин, участвовал в постановке фильма-спектакля как один из режиссеров.
Рассмотрим наиболее интересные и запоминающиеся роли актера на экране.
Первая же роль актера в кино приходится на знаменитый фильм выдающегося режиссера Григория Козинцева "Король лир" (1970), экранизацию трагедии Шекспира. Роль герцога Корнуэльского относительно небольшая, но заметная.
Редкий случай, когда персонаж в исполнении актера суров и бесцеремонен. Все-таки это Шекспир, а герцог Корнульский, не много ни мало, муж средней дочери короля Лира, получившей половину королевства в свои руки.
Однако, по замыслу автора, герцог за все им содеянное расплатился жизнью раньше других, что освободило актера от роли относительно быстро.
В следующем 1971-м году у актера другая роль и тоже иностранца. Фильм Саввы Кулиша "Комитет девятнадцати". На этот раз Александр Вокач появляется в образе злого и вредного капиталиста мистера О'Кризи, члена комитета ООН, участвующего в обсуждении ситуации вокруг вспышки эпидемии в Африке. Перед нами типичный западный делегат, враждебно настроенный советским инициативам. В то время любили так показать иностранцев из капстран. Восприятие от игры актера несколько смазано переозвучкой. Вместо него говорит потрясающий актер дубляжа Феликс Яворский, хотя у Александра Андреевича очень узнаваемый голос.
В следующем году Вокач снимается в фильме известного режиссера Юлия Райзмана "Визит вежливости", где снова предстает в образе иностранца, да еще и античных времен. Его персонаж самый богатый житель города Помпеи Пансо, которого из будущих веков вполне определенно предупредили о надвигающемся на город извержении вулкана.
Александр Андреевич появляется в кадре в римской тунике, сообразно своему времени. Он внял предупреждению чужестранца, но не стал оповещать горожан, как честный человек. Вместо этого он затеял быстро распродать свое имущество и покинуть город до наступления катастрофы. Снова отрицательный персонаж.
В комедии "Дача" (1973) Константина Воинова Александр Андреевич играет типичного недотёпистого интеллигента Егора Тимофеевича Петрова. который вместе с женой покупает дачу. Правда деньги куда-то пропали, а огорчать супругу не хочется. Нужно что-то придумать.
Фильм может быть и не самый смешной, но добрый и веселый. И у Александра Андреевича в кои-то веки главная роль. Его персонаж хоть и рассеян и чувствует себя неуютно в непривычной обстановке, но все-таки не так беспомощен и эксцентричен, как тот же Лев Евгеньевич Хоботов из "Покровских ворот".
В том же году еще одна главная роль. Массовик-затейник Пал Палыч на новогоднем празднике в фантастической комедии-мюзикле "Эта веселая планета" (1973) режиссеров Юрия Саакова и Юрия Цветкова.
Несколько инопланетян прилетают на Землю и попадают на новогодний костюмированный праздник. И испытывают проблемы оттого что их никто не воспринимает пришельцами с других миров.
Нашему герою снова неуютно среди чужих людей, выряженных кто как. Он не понимает, зачем этот балаган и кажется, привык к празднику более классическому и серьезному. Но очень скоро, организованный им бег в мешках и перетягивание каната, возвращают интригу. Оказывается, его программа, с которой он давно уже ездит по стране состоит из подобных номеров, а смущает его всего лишь чересчур экстравагантные костюмы на балу.
В 1974-м году актер участвует в съемках фильма "Вылет задерживается" режиссера Леонида Марягина. Мелодраму про старую фронтовую любовь. Александр Вокач играет сразу две роли, пассажира, летящего в Одессу и его строгого начальника, который не хочет войти в его положение. Роль достаточно большая, актер как всегда интеллигентен и в этот раз демонстрирует, как он может сыграть человека "на взводе".
В середине 70-х, наступает "золотая эра" в творчестве актера. Он снимается во многих популярных и знаковых для зрителя фильмах.
"Последнее лето детства" (1974) режиссера Валерия Рубинчика, это экранизация повести Анатолия Рыбакова "Выстрел", завершающая трилогию о трех товарищах Мише, Славке и Генке.
Как всегда самая интеллигентная роль у Александра Андреевича. Он инженер Зимин, старый, еще с дореволюционных времен, как говорили тогда про таких "спец".
Внешность актера несколько изменили, бородка. усы, жилет и перед нами почти английский дворянин, хотя и в образе русского инженера времен НЭПа. Никакой импульсивности из предыдущей роли, инженер спокоен и выдержан, Хочется смотреть на актера до конца фильма, но против сюжета не попрешь, и наш герой, как и положено в повести, становится жертвой того самого выстрела, который дал название книге.
Следующая большая роль выпадает тоже на экранизацию. На этот раз романа Вениамина Каверина "Два капитана". Фильм снял Евгений Карелов в 1976-м году. Александр Андреевич играет Николая фон Вышимирского. Того самого занятного персонажа, которого так ловко оболгал в своих интересах Николай Антонович, один из двух главных злодеев произведения. Как все-таки удачно подбирали режиссеры актеров на определенные роли.
Посмотрите, как при встрече с главным героем фильма Саней Григорьевым и его учителем Кораблевым, мгновенно меняется выражение лица актера, когда сначала он горделиво рассказывает о своих невероятных заслугах перед Россией и ее народом, а затем угодливо отвечает начальству, уже как простой гардеробщик.
1976 год. Вениамин Дорман, известный мастер авантюрного кино, снимает продолжение своего фильма "Пропавшая экспедиция" под названием "Золотая речка". У Александра Вокача снова роль технического интеллигента, инженера, приехавшего на прииски. Только в отличие от персонажа Рыбакова Зимина, вынужденного признать новую власть, этот инженер-путеец полон энтузиазма и удивляется всеобщему подъему духа среди населения.
1977 год. Снова фильм на тему кладоискательства. Только времена другие и тут не азарт первой экспедиции Советской власти, а юношеский максимализм студента, желающего отыскать спрятанные во время войны с Германией бесценные реликвии скифов. Картина называется "Исчезновение" и режиссер тот же, что и у предыдущей, Вениамин Дорман.
Александр Андреевич играет профессора Лысогорова. Опять интеллигент, опять ученый человек. Именно к нему обращается за первичной информацией главный герой Родик Самаркин.
В конце концов. общими усилиями сокровища находят, хотя главному герою это уже не поможет.
В этом же году выходит многосерийный фильм про становление советской милиции "Рожденная революцией" режиссера Григория Кохана. Здесь актер Вокач выступает в роли афериста и проходимца Юрия Карловича Магницкого, скупщика краденого антиквариата и ценностей. Он появляется в образе интеллигентного и начитанного жулика, напускающего на себя ореол подлинного ценителя искусства. Для солидности Магницкий изображает из себя поляка. Роль относительно небольшая, в самом конце сериала, но очень яркая и колоритная. Даже главный герой фильма волей-неволей отдает дань уважения любви Юрия Карловича к искусству в его материальном выражении, пусть это и хорошо завуалированно по понятным причинам.
Его старый знакомый по фамилии Гусаков, не так любезен. Вот фрагмент их диалога.
- Будем считать триста кусков.
- О! И что действительно интересные вещи? Старое что-нибудь есть? Восемнадцатый - девятнадцатый век? Барокко нет? Мои клиенты последнее время барокко предпочитают.
- Вещи современные, ходовые.
- Это жаль. Видите ли, барокко я мог бы предложить действительно интеллигентным надежным людям, ценителям. А современные...среди моих клиентов никогда не было парикмахерш и бесняков.
- Какая вам разница, Юрий Карлович, что вы крутите? Мы давно знаем друг друга. Я даю товар, вы деньги. А остальное пусть интересует милицию.
И последний обмен мнениями.
Вениамин Дорман не забыл об Александре Андреевиче и при съемках другого своего фильма "Похищение Савойи" (1979). На этот раз Вокач играет бывшего нацистского преступника по фамилии Вельт, бежавшего в Южную Америку и недовольного тем, что они вынуждены заниматься там производством наркотических веществ. Даже среди отъявленных негодяев он выделяется крупинкой совести, а в критической ситуации просто бежит от своих сообщников.
В фильме Юлия Карасика "Стакан воды" по пьесе Эжена Скриба, Александр Вокач играет лорда Девоншира. Давно он не изображал английских аристократов. На этот раз он лорд Девоншир,из партии, выступающей на стороне бывшей статс-дамы герцогини Мальборо. В кадре он откровенно насмехается над нынешней статс-дамой Абигайль Черчилль из противоположного политического лагеря. "Статс-дама из ювелирной лавки", - говорит он, намекая на ее предыдущее место работы, но, тем не менее, не верит в силу ее характера, в отличие от той же герцогини.
Актеру Вокачу даже не надо особенно гримироваться. Он готовый типаж английского лорда. Здесь нужна лишь работа костюмера.
В наступившие 80-е годы актер довольно активно снимался. Особенно это касается популярной телепередачи "Этот фантастический мир", где с предисловием и комментариями космонавта Георгия Гречко демонстрировались короткометражные фильмы по наиболее известным произведениям в жанре фантастики. Александр Андреевич играл в них на протяжении нескольких лет в широком диапазоне, от старого лакея до профессора.
В это десятилетие актер достиг уже солидного возраста в 60 лет и испытывал все больше проблем со здоровьем, что серьезно мешало ему работать в кино. Тем не менее, он сыграл немало ролей в рамках своего амплуа, интеллигент или иностранец-интеллигент.
Например, в фильме "Берег его жизни" (1984) режиссера Юрия Соломина с ним же в главной роли Миклухо-Маклая, Вокач играет графа Толстого. государственного деятеля, скептически настроенного к прожекту ученого-этнографа.
В фильме "Два гусара" (1984), снятого Вячеславом Криштофовичем в качестве экранизации произведения Льва Толстого, Вокач играет русского помещика Завальшевского, к которому случайно заглянули в гости два гусара. Предстоит интересное времяпрепровождение, ведь такие гости бывают у старика нечасто. Он сам служил и даже говорит по-французски не хуже самих гусар.
В экранизации романа Стивенсона "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда" (1985) режиссера Александра Орлова, Вокач появляется эпизодически и конечно в роли английского дворянина мистера Керью.
Через год в 1986-м году он уже "дорастает" до должности президента клуба все в том же образе английского джентльмена в комедии Алексея Симонова "Мой нежно любимый детектив".
Как президент клуба только для мужчин, он строг и беспощаден к тем двум молодым женщинам, проникшим на запретную для них территорию.
В одном из последних своих фильмов, снятого режиссером Андреем Праченко "Дама с попугаем" (1988) его эпизодическая роль врача-кардиолога во многом пророческая. Сам актер уже был тяжело болен и окружающие просили его пожалеть себя и оставить актерскую профессию. Доктор в исполнении Александра Андреевича Вокача (роль которого озвучена другим актером) говорит главному герою фильма Сергею Звереву: "Поберечь надо сердчишко, поберечь, вы его загнали... не перегружать, ни в коем случае..."
Сам актер не стал себя жалеть, потому что любил свою профессию больше жизни и примерно через год скончался, оставив после себя много интересных работ, где он неизменно играл интеллигентно и по-джентльменски.
Это был замечательный Артист и мы всегда будем помнить его.
Спасибо за внимание.
Другие публикации из этой рубрики: