Жанр документального детектива российскому зрителю знаком очень хорошо. Сериалы «Криминальная Россия», снятый по итогам бандитских 90-х годов, и «Следствие вели» с Леонидом Каневским, рассказывающий о советских преступниках, несмотря на излишнее нагнетание в первом случае, и с часто не совсем уместной ностальгией во втором – очень даже интересны.
Единственное, что отсутствует в этих отечественных фильмах точно – качественная игровая реконструкция событий, и разбор событий с точки зрения психологии, и качественная интрига.
Фильм «Самозванец» (2012 год) - хороший пример, как качественные съёмки, великолепный монтаж, потрясающая работа интервьюера (честно говоря, я не понимаю, как можно опросить людей так, чтобы они настолько ярко рассказали о своих давно прошедших чувствах) могут сделать историю настолько захватывающей.
Фильм начинается с того, что в1994 году 13 июня в небольшом городе Сан Антонио в штате Техас пропал 13-летний Николас Баркли, а 7 октября 1997 года в Испании туристы находят парня лет 14-16, который немного позже уверяет, что он и есть пропавший Николас Баркли.
Правда, Николас сильно изменился за три года, но семья принимает его, от радости не замечая изменений.
Конечно, это не Николас, а самозванец, который выдаёт себя за него. Но это, как ни странно, не спойлер.
Сюжет фильма перевернётся с ног на голову, примерно, на второй трети общего времени.
Игровые части фильма поданы на «отлично». Отвечающий за кастинг, потратил время и нашел для этих сцен самозванца, похожего на реального человека.
Чувствуется, что с каждым участником событий разговаривали, может быть, даже не один день. А «Самозванец» - это фильм- интервью, в сущности. Во всяком случае, герои фильма - люди, не искушенные в литературе, очень образно и при этом ясно выражают свои мысли и чувства, используя точные метафоры. Как этого удалось добиться – загадка лично для меня.
И разумеется – такая история бывает у документалиста, хорошо если один раз в жизни. Чаще всего её не бывает. И ошибкой было бы считать, что у режиссера всё сложилось само. За лёгкостью фильма скрывается очень большой и кропотливый труд.
Смотрите документальное кино.
Очень часто реальность интересней выдумки.