Второй этап (1992–1994 гг.) Характеризуется выходом в обращение «именного приватизационного чека» – ваучера. Выход в обращение ваучера внес значительный вклад в развитие рынка ценных бумаг. Была предпринята попытка, с одной стороны, вовлечь значительную часть населения в класс собственников (акционеров), а с другой – провести ускоренную массовую приватизацию с целью частичного снятия нагрузки с бюджета государства благодаря появлению большого количества акционерных обществ, которые в конкурентной борьбе между собой должны были бы улучшать качество выпускаемой продукции и насытить рынок необходимыми товарами. Фондовый рынок получил высоколиквидный финансовый инструмент. Одна из важных положительных особенностей ваучера – его инвестиционная привлекательность, т. е. в случае покупки ваучера с целью дальнейшей перепродажи по более высокой цене и в случае последующего значительного снижения цены ваучер можно было использовать по прямому назначению – инвестировать в какое-либо предприятие. Эти высокодоходные операции имели незначительный риск зафиксированного прямого убытка. Активно заработали инвестиционно-финансовые компании, финансовые брокеры, фондовые отделы банков. Начали появляться чековые инвестиционные фонды, которые при- влекали ваучеры населения, аккумулировали их и участвовали в чековых аукционах по приватизации предприятий. Правда, большинство из этих организаций кануло в лету. До сих пор не перестаем удивляться, как смогли многие руководители довести их до банкротства, не использовав уникальный шанс, который выпадает один раз в жизни (аккумуляция большого количества вкладчиков с вытекающими из этого возможностями)? Правительство ставило перед собой следующие цели: создание класса акционеров; обретение более эффективного собственника, что впоследствии позволило бы снять нагрузку с бюджета государства; ускоренное развитие структуры рынка ценных бумаг; увеличение поступлений в бюджет и др. Мы не говорим о правильности и эффективности проведенной приватизации, а лишь констатируем полученный результат. Неграмотные действия подорвали доверие к фондовому рынку. Отставание законодательной базы от реального развития рынка ценных бумаг привело к краху многих существовавших в то время финансовых пирамид. Миллионы вкладчиков лишились своих сбережений. В большой степени в этом повинно государство. Поставленные задачи не были достигнуты. В стране появилось значительное количество акционеров, но они в общей своей массе являлись пассивными участниками рынка ценных бумаг. Большое количество предприятий было акционировано, но эффективного собственника получили лишь не более 10 % предприятий. Во время приватизации государство потеряло больше, чем получило. Данная задача была решена не более чем на 40 %. Рынок ценных бумаг получил акции новых приватизированных предприятий, хотя значительное количество акций было практически неликвидными. Появилась альтернатива для инвесторов. Данная задача была решена не более чем на 70 %. Как уже отмечалось, второй этап развития рынка ценных бумаг закончился крахом финансовых пирамид. Все акции понизились в цене, а акционеры полностью разочаровались в российском фондовом рынке. Вывод: главная причина кризиса заключалось в несовершенстве российского законодательства и переоценке темпов развития данного рынка. Было также доказано, что рынок ценных бумаг, как и любой рынок в рыночной экономике, нуждается в регулировании и контроле со стороны государственных структур, и прежде чем собирать «урожай» от продажи государственных пакетов акций, размещения долговых государственных ценных бумаг, налоговых сборов и др., нужно за ним «ухаживать». Другим направлением развития рынка ценных бумаг в России явился выпуск Центральным банком трехмесячных казначейских векселей по примеру западных стран. Судьба их на рынке ценных бумаг оказалась значительно более благоприятной по сравнению с другими ценными бумагами Центрального банка, выпущенными 2–3 года назад. Так, при продаже казначейские векселя были предложены из расчета ниже номинала на 80 %. Однако при реализации их стоимость поднялась на 87 % к предложенной, и практически этот вид государственных ценных бумаг был полностью продан в основном юридическим лицам. Это позволило в значительной степени обеспечить дополнительными ресурсами государственный бюджет, поскольку казначейские трехмесячные векселя являлись более ликвидными по сравнению с другими видами государственных ценных бумаг, рассчитанными на более длительные сроки. Третий этап (1994 г. – IV квартал 1995 г.) Этот этап можно назвать депрессивным. Недавний крах финансовых пирамид и приближение парламентских выборов привели к еще более сильному падению акций приватизированных предприятий. В месте с тем, наряду с явными негативными явлениями развитие рынка ценных бумаг было продолжено. Этот период характеризуется расширением видов ценных бумаг, появлением новых учреждений на рынке ценных бумаг и изменением структуры рынка ценных бумаг, первыми крупными банкротствами банков и инвестиционных компании. Таким образом, на рынке появились новые элементы, кото- рые определяли его развитие в 1993–1994 гг. Прежде всего следует остановиться на видах ценных бумаг, которые либо появились, либо увеличились в выпуске в эти годы. Ряд крупных предприятий, прошедших акционирование, стали выпускать уже свои облигации для финансирования целевых проектов по созданию новой конкурентной продукции. Таким, к примеру, является «АвтоВАЗ» и ряд других компаний, создавших специальные подразделения для реализации облигаций. Однако подобных эмитентов пока мало. Позитивной стороной этого процесса является переход от финансирования через акции к финансированию через облигации. Таким образом, в дальнейшем предприятия видят в выпуске облигаций альтернативу дорогим кредитам, тем более что коммерческие банки не идут на долгосрочное кредитование даже крупных фирм и предприятий. Однако подлинное облигационное финансирование может быть осуществлено только страховыми компаниями и пенсионными фондами, но они еще не накопили достаточных долгосрочных резервов. Другими ценными бумагами, которые получили дальнейшее развитие, стали ГКО (казначейские векселя). В России состоялось более 12 выпусков таких бумаг, которые охотно приобретаются всеми юридическими лицами, особенно банками. Таким образом, более широко стал использоваться опыт западных стран. Эти бумаги высоколиквидные и поэтому находят исключительно высокий спрос. ГКО гарантируют высокую ликвидность и обеспечивают значительный недельный объем продаж. Четкое погашение Министерством финансов предшествующих выпусков позволяет считать ГКО высоконадежной государственной ценной бумагой. Их инвестиционная доходность составляет при первой продаже 185– 190 %, а при дальнейшей перепродаже – 350–400 % годовых. Главное назначение таких бумаг – покрытие дефицита российского федерального бюджета. Однако государство получает здесь доход один раз – при первой продаже, затем идет их «прокручивание» на рынке ценных бумаг, что приносит доходы многократно банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям. В качестве новой бумаги можно считать появление золотого сертификата, соответствующего 10 кг золота при пробе 0,9999, который начал выпускаться в 1993 г. из расчета 10 % годовых в валюте. Однако его движение на рынке не было столь активным, и в силу большой номинальной стоимости он оказался недоступным для ряда юридических лиц. С начала октября к концу 1993 г. было продано всего 10 %. В целях урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами 15 марта 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США из расчета 100 тыс. облигаций по 1000 долл., 41,5 тыс. по 10000 долл, и 73,7 тыс. по 100 тыс. долл. Процент по этим облигациям составлял 3 % годовых, а сроки погашения были растянуты до 2008 г. По существу выпуск этих облигаций не был связан ни с финансированием экономики, ни с финансированием дефицита бюджета. Он был направлен на урегулирование внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, так как в начале в 1989–1990 гг. были заморожены счета физических и юридических лиц во Внешэкономбанке. Первое размораживание и выплаты по облигациям были осуществлены 14 мая 1994 г. К началу 1995 г. рынок ценных бумаг был представлен следующими ценными бумагами и финансовыми инструментами [110]: 1. Акции акционерных компаний, банков и кредитно-финансовых институтов; 2. Облигации акционерных компаний, банков и кредитно-финансовых институтов; 3. Полуденные бумаги (ваучеры); 4. Финансовые инструменты (векселя, сберегательные, депозитные, инвестиционные сертификаты); 5. Государственные ценные бумаги: – ГКО с трехмесячным сроком действия; – ГКО с шестимесячным сроком действия; – ГКО с восьмимесячным сроком действия; – ГКО с годовым сроком действия; – облигации внутреннего валютного займа Внешэкомбанка; – финансовый инструмент (золотой сертификат Мини- стерства финансов).
Второй этап (1992–1994 гг.) Характеризуется выходом в обращение «именного приватизационного чека» – ваучера. Выход в обращение ваучера внес значительный вклад в развитие рынка ценных бумаг. Была предпринята попытка, с одной стороны, вовлечь значительную часть населения в класс собственников (акционеров), а с другой – провести ускоренную массовую приватизацию с целью частичного снятия нагрузки с бюджета государства благодаря появлению большого количества акционерных обществ, которые в конкурентной борьбе между собой должны были бы улучшать качество выпускаемой продукции и насытить рынок необходимыми товарами. Фондовый рынок получил высоколиквидный финансовый инструмент. Одна из важных положительных особенностей ваучера – его инвестиционная привлекательность, т. е. в случае покупки ваучера с целью дальнейшей перепродажи по более высокой цене и в случае последующего значительного снижения цены ваучер можно было использовать по прямому назначению – инвестировать в какое-либо предприятие. Э