Вот не раз и не два, но в разных романах по нашей с вами любимой Вселенной упоминается такое слово, как «рабы». Например, при Красной Подати Кархародоны, помимо будущих Астартес, набирают и рабов. То есть, людей, которые будут выполнять разные работы для Легиона. При этом, я не буду говорить, например, про тех же Повелителей Ночи, которые тоже берут рабов. С ними всё более-менее понятно, и, хотя эту сторону Восьмого толком смог описать только АДБ, можно отметить, что их рабам жилось сравнительно неплохо – хотя бы потому, что без хорошего оружейника некому будет чинить доспехи легионеров, а без хорошего пилота, не будет огневой поддержки и эвакуации после миссии – а все мы помним подвиги Септима как на ниве «инжиниринга», так и на ниве «пилотирования». Там одна эвакуация Ночников в конце «Ловца душ» чего стоит – когда он совершил невозможный манёвр. Или его поддержка, когда Ночники на титана напоролись… То есть, человек, который полезен Легиону, может рассчитывать на некоторое уважение со стороны Повелителей Ночи. Но, вернёмся к лояльным Астартес…
Итак, у тех же Кархародонов упоминаются рабы. Почему именно рабы? Нет, с одной стороны, понятно, что, если человек попал на работу в Орден Астартес, то он проведёт на этой должности всю жизнь. И не факт, что жизнь у него будет длинной и приятной. Просто потому, что некоторые вполне себе лояльные Ордены известны, скажем так, не самым кротким нравом. А некие Кровавые Ангелы порой и вовсе склонны кровушки испить человеческой… Странные ребята, не так ли?
Но если разобраться – то рабы ли это и почему они именно так называются? С одной стороны, понятное дело, что эти люди будут заняты на этой работе постоянно, понятное дело, что они будут работать на Орден до тех пор, пока они вообще смогут работать. Кстати, сложно сказать, что с ними будет потом… Вообще непонятно, как именно поступают в Империкуме с теми, кто уже не может работать в силу возраста. Им положена эвтаназия? Собственно, хотя я и не сторонник данного действия, но если учесть, что те же Кархародоны обитают на космических кораблях («Хищнический флот»), то это может быть логично, так как ресурсов на всех просто не хватает.
Но давайте порассуждаем о «рабстве». Может, с ним не всё так просто? Вот, например, у нас есть корабль – взять тот же ударный крейсер «Белая пасть». Как я понимаю, на нём огромная команда. Есть, например, команда мостика. То есть разного рода, пилоты, офицер по вооружению, штурман (если я всё верно понимаю, то Навигатор работает только при варп-переходе?), тактик и прочие. Они, скорее всего, рабами не являются. То есть, их должности привилегированные – без них корабль, скорее всего, не полетит (кстати, кто-то слышал, чтобы Астартес не просто командовали кораблями, но и полностью ими управляли? Я – нет!). Далее, есть такие люди, как орудийные расчёты. Те, кто ими командует, те, кто занимается наведением орудий (как я понимаю, всё устроено, как и на земные кораблях – целеуказание может поступать как из БИЦ, так и с собственных систем каждой «башни» (башни у них есть). Опять же – эти люди, скорее всего, рабами не являются. Ну и все остальные, кто выполняет любую сложную работу, которая важна, как для корабля, так и для Ордена в целом – рабами не являются. Рабами, скорее всего, можно считать только тех, кто выполняет «чёрную», грязную работу, те, кто стоит чуть выше сервитора. Почему я так считаю? Сейчас поясню.
Вообще, я, конечно, могу ошибаться, но кто такой раб? Это человек, которому не может ничего принадлежать. Раб, по определению, никто. Он даже человеком не является, если разобраться. Хозяин его может запросто убить – и ему ничего не будет. Раб, чаще всего, выполняет работу, что называется, из-под палки, так как он ни физически, ни морально, в этой работе не заинтересован. Таким образом, поручать рабам сложную и важную работу? Нет, конечно, он может что-то сделать – лишь бы его не били и давали поесть и отдохнуть – но, эффективность такой работы будет, скорее всего, на нуле. Нужна именно мотивация – и страх и насилие здесь работают чуть лучше, чем… никак.
Вот давайте снова вспомним Септима из трилогии про Талоса. Он считался рабом Легиона. При этом, с ним обращались очень даже хорошо. Септим не только обслуживал доспехи Талоса, но и пилотировал их «Громовой ястреб». Не раз и не два он вылетал в самую гущу боя, чтобы эвакуировать своих «господ». Вопрос – если бы с ним плохо обращались, не могла у него возникнуть мысль – пусть я сам умру, но с ними расквитаюсь? Могла. Но почему-то не возникла. Да, Септим говорил Октавии, что в Империуме у него будущего особо не было – он был пилотом каким-то гражданским – без «карьерного роста» и прочих надежд. А тут он выполняет сложную и интересную работу, к нему нормально относятся, и всё такое. Так что, Талос его смог замотивировать – без угроз и насилия. И Октавия, почему-то не отправила «Завет крови» куда подальше, хотя и могла. Тоже потому, что не так уж и плохо ей было с Ночниками. Тем более, что Талос ей жизнь спас. Может, конечно, это и «стокгольмский синдром», но – плохо ей точно не было…
Так и получается, что разного рода бандиты и прочие «отбросы общества», которых Кархародоны «изъяли» с Зартака и других подобных мест, годятся только на то, чтобы выполнять лишь самую примитивную работу. Ничего важного, сложного или серьёзного им никто поручать не будет. Тем не менее, на кораблях Астартес есть немало именно таких вот сложных и неприятных работ, которые как раз и подходят для сервиторов и рабов. Кроме того, как я понял, Кархародоны «рыбок» на кораблях держат? А рыбок тоже кормить надо… Так что – всё логично.