...А сколько в песнях Высоцкого движения - стремительного, дерзкого, беспощадного, в лоскуты рвущего мышцы, вспарывающего ткань пространства и времени! Сколько сумасшедшего бега "по-над пропастью", безоглядного, до разрыва сердца!
Продолжение. Начало - "Натянутый канат. 33 года спустя": удалось ли "заслуженным" и "народным" перепеть Высоцкого?"
Сегодня слушать песни Высоцкого не будем. Просто почитаем. Попробуем поймать тот ритм, встроиться в то стремительное движение...
...Но вот Судьба и Время пересели на коней,
А там — в галоп, под пули в лоб, —
И мир ударило в озноб
От этого галопа.
Шальные пули злы, слепы и бестолковы,
А мы летели вскачь, — они за нами влёт,
Расковывались кони, — и горячие подковы
Летели в пыль на счастье тем, кто их потом найдёт.
Увёртливы поводья, словно угри,
И спутаны и волосы, и мысли на бегу,
А ветер дул — и расплетал нам кудри,
И распрямлял извилины в мозгу...
("Пожары")
Мы рубим ступени. Ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
("Вершина")
Я в прошлом бою навылет прошит,
Меня механик заштопал,
Но тот, который во мне сидит,
Опять заставляет - в "штопор".
("Як"-истребитель")
За нами гонится эскадра по пятам.
На море штиль — и не избегнуть встречи!
А нам сказал спокойно капитан:
«Ещё не вечер, ещё не вечер!»
Кто хочет жить, кто весел, кто не тля,
Готовьте ваши руки к рукопашной!..
Лицо в лицо, ножи в ножи, глаза в глаза!...
("Ещё не вечер")
Но стрелки я топлю — на этих скоростях
Песчинка обретает силу пули,
И я сжимаю руль до судорог в кистях. —
Успеть, пока болты не затянули!
("Горизонт")
…От погони той
Даже хмель иссяк.
Мы на кряж крутой -
На одних осях...
("Очи чёрные")
И тут Высоцкого, в его движении не догнать. Никому. По крайней мере, из ныне поющих. Одним только хрипом или криком эту высоту не взять. И пробовать не надо.
... Но есть в песнях великого барда и другое, лениво-текучее, сознательно притормаживаемое его легендарными "пропеваемыми согласными", медленно раскачиваемое, накапливаемое для рывка, для взрыва, для новой жизни. - "Конец - это чьё-то начало".
И повторить такое, раскачать этот тяжеленный маятник тоже вряд ли кому удастся.
От границы мы Землю вертели назад —
Было дело сначала.
Но обратно её закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи,
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не зашло на востоке.
Мы не меряем Землю шагами,
Понапрасну цветы теребя,
Мы толкаем её сапогами —
От себя, от себя!
...
Руки, ноги — на месте ли, нет ли?
Как на свадьбе росу пригубя,
Землю тянем зубами за стебли —
На себя! Под себя! От себя!
("Мы вращаем Землю")
Алла Демидова:
В спектакле у меня много свободного времени. Сижу или в гримерной, или в буфете, кто-то рассказывает последний анекдот, в коридоре за кулисами кто-то смотрит по телевизору хоккейный матч. Из всех углов приемники транслируют спектакль, чтобы мы не пропустили свой выход, но пьесу знаешь наизусть, она растворена во внутреннем ритме, и, уже не слушая спектакль, точно выходишь к своей реплике. И вдруг через все привычное — «расплавленный» голос. Высоцкого: «Век вывихнут! Ве-к-к-к р-р-р-ас-ша-тался!» (так согласные может тянуть только он) — в этом все…
Ну, а это кто из артистов, "народных" или "заслуженных", в состоянии хотя бы повторить, хотя бы сыграть? Встать всего на минуту, на песню рядом с ним, вровень? Так же накалить строку добела? - Кто?
Вот и я говорю...
И в основе всего этого уже не просто "великий и могучий русский", это - язык Высоцкого, придуманный им, выстраданный, живой! Но живой лишь для тех, кто этот язык любит, даже просто готов любить. Кто чувствует или готов чувствовать. Но и чувствовать тут вполсилы не получится. Надо делать это, надо любить с той же скоростью и самоотдачей, что и автор этих стихов, этой музыки. И надо сказать, та аудитория Высоцкого это делать могла. Да, другого Высоцкого не будет. Но и такой благодарной, подготовленной аудитории, чувствующей Слово, умеющей оценить юмор или поэтический оборот, больше не будет. Не повторить Его, но и той публики - слушателей Его записей, читателей Его стихов - тоже не повторить! Увы.
И сегодня Владимир Высоцкий вновь и вновь, на глазах поредевшей от времени армии его почитателей взмывает под небеса. И вновь и вновь проливается своим голосом и стихами вниз, к людям, которых любил он и которые любили и продолжают любить его.
Алла Демидова:
- Я не помню Высоцкого просто сидящим или ничего не делающим, не видела его праздно гуляющим или лениво, от нечего делать, болтающим с приятелем. Всегда и во всем стремительность и полная самоотдача. Вечная напряженность, страсть, порыв. Крик. Предельные ситуации, когда надо выкладываться до конца, до изнанки:
Но тот, который во мне сидит,
Опять заставляет — в «штопор»!
Кстати, это мы с Демидовой - про "штопор" - не сговариваясь отметили.
Размышлял о творческом наследии Высоцкого Лев Комов.
Читайте ещё на канале "5 лучших!":
- "Натянутый канат. 33 года спустя": удалось ли "заслуженным" и "народным" перепеть Высоцкого?
- Чего требовал Горбачев от Ельцина перед своей отставкой.
- "Не верю!" Почему мне до лампочки Бузова в МХАТ и бывший мужчина в "Вишнёвом саду".