Найти в Дзене
Стоп-кадры 338

Франкенштейн в "Малиннике". Не все то искусство, что выходит за границы

Наверное, у каждого человека время от времени происходит осознание того, что его представление о себе сильно отличается от того, какой он есть на самом деле. Неприятный момент искренности. Словно таблетка, которая сама оказалась у тебя во рту: можешь выплюнуть, забыть и обманываться дальше, или же глотаешь, свыкаешься с горечью и, если повезет, узнаешь себя лучше.

Пару дней назад именно так произошло с моей искренней верой в то, что я человек толерантный к художественным проявлениям других. Моя толерантность не заставляла меня хлопать стоя под любую рифму или требовать у городских властей еще новых музеев. Я просто человек. Мне многое не нравится. Мой вкус - мерило только для меня. И да, я откровенно против вещей без гармонии, уважения свобод и красоты. Но время и человечество куда мудрее, чем порой нам кажется, поэтому вдох-выдох, кофе - и устраиваемся на балконе, наблюдать за жизнью. Так мне думалось еще три дня назад.

"Не искусство" (нем.). Источник: https://unsplash.com/photos/z8UUArwoSBQ
"Не искусство" (нем.). Источник: https://unsplash.com/photos/z8UUArwoSBQ

А три дня назад новостная лента в одной соцсети мне предложила прочитать новый рассказ "современного классика отечественной словесности" Владимира Сорокина - "Татарский малинник". Сотрудники издания, похваляясь эксклюзивным правом "первой ночи" (цитаты самих журналистов) приурочили "этот замечательный текст", в центре которого стоит насилие над женщиной, к 1 сентября, "так как тему школы и образования в этом произведении автор искусно спрятал".

В тексте, кроме жертвы насилия, цыганки по национальности, преступника азиатской внешности, политических экспатов из СССР, современных американских художниц-геев, есть даже отсылка к подстраивающимся под нацистские порядки татарам Украины 40-х годов. Слава Богу, нам не приходилось выживать, а судить тех, кто уже молчит, удобно.

Но так и быть. Стереотипные шаблоны о людях других национальностей, попытки поднять рейтинги за счет тем гендера, даже свойственная обычно незрелым писателям тяга охватить как можно больше "глобальных" и очевидно далеких от автора тем в тексте на пару тысяч знаков - это все слишком часто встречающиеся моменты, чтобы обращать на них внимание. Однако в той публикации был аспект, который не дал моему возмущению рассеяться спустя пару часов.

Как оказалось, я нетолерантный к любым художественным проявлениям человек. Я буду восхищаться смелостью и верностью своим идеалам. Я смогу понять желание выжить и даже обогатиться. Но я никогда не приму безответственность в искусстве!

В интервью разных писателей мне не раз встречалась мысль о том, что автор должен представлять, будто его произведение читают в школе дети. Прекрасный критерий, на мой взгляд. Появляется желание чему-то научить, занятно рассказать, даже подарить надежду. Конечно, есть особые жанры и есть особенные люди, но даже у них сохраняется понимание своей особенности, а с ним и тактичность.

Что нам предлагает В.Сорокин и иллюстратор текста? Акцент на сцене насилия. Насилия тем более сильно задевающего, что оно с художественной извращенностью испещрено мелкими, отталкивающими деталями: "праздничные дни" у жертвы, татуировка на ягодицах преступника, сублимация сцены насилия спустя годы в искусство, даже намек на "удовольствие" со стороны жертвы - хочется очень извиниться за автора, за свой испанский стыд и удалить статью, но гнев пока сильнее.

Иллюстрация этой сцены предшествует заглавию, продвигается алгоритмами по соцсетям и тешит чье-то самолюбие.

Заступники могут упрекнуть меня в поверхностности, в нераскрытости тех самых "глобальных" и попсовых тем, которые лениво шевелят в паре предложений пальцами немытых ног. Но правда в том, что автор эти темы также не раскрывает. Он делает две вещи:

1) апеллирует к низменным чувствам человека, заставляя нас чувствовать худшее в себе;

2) популяризирует насилие и шовинизм.

НЕЛЬЗЯ ставить сцену насилия на обложку и выдавать это за художественное произведение. НЕЛЬЗЯ позволять людям привыкать к насилию вокруг. НЕЛЬЗЯ представлять даже фоновых персонажей односторонне и приписывать им национальность. НЕЛЬЗЯ засыпать спокойно, зная, что сделал пороки человека слегка более приемлемыми для будущих поколений.

Одобренный временем классик русской литературы Михаил Афанасьевич Булгаков говорил, что "на свете существует только две силы: доллары и литература". Деньги доступны каждому, сила слова - нет. Мы посмеиваемся над сильными и глупыми людьми, но ведем себя так же разрушительно, используя свои таланты без чувства ответственности.

Люди меняются, их взгляды тоже. Но личностная эволюция и уж тем более жадность не должны вредить миллионам. У той публикации были как минимум автор, иллюстратор, журналист, редактор... Неужели ни у кого из них не мелькнула мысль "я не хочу, чтобы это видели мои дети"?

Для себя у меня есть решение. Об авторе откровенно осуждаемого здесь текста я заговорю снова только в том случае, если он удалит созданное им. Не все достойно жизни, что забрало наши силы. Благо, у куда более мудрого, чем мы порою думаем, человечества есть история и литература, которые его этому учат.

"...Я часто содрогался от отвращения, но, подгоняемый всё возрастающим нетерпением, всё же вёл работу к концу".
Мэрри Шелли, "Франкенштейн, или Современный Прометей".
Источник: https://www.numizmatik.ru/news/monety-v-chest-200-letiya-frankenshteyna_n8234.html
Источник: https://www.numizmatik.ru/news/monety-v-chest-200-letiya-frankenshteyna_n8234.html