Рано или поздно практически любой HR сталкивается с таким явлением, как «гостинг» (от англ. ghost – призрак). Слово в русском языке новое и обозначает внезапное прекращение контактов без объяснения причин. С гостингом можно столкнуться и в бытовых отношениях. При этом исчезнувший друг вполне может руководствоваться теми же причинами, что и не явившийся на собеседование кандидат. А вот что это за причины, попробуем разобраться.
Лучшее предложение
Каждый хочет найти для себя дело по душе. Или хотя бы тёплое и чистое место, где достойно платят, не заваливают переработками и знают слово «выходной».
При поиске работы редкий кандидат ограничивается посещением одного или двух предприятий. Рассматриваются все идеальные, а в случае, если поиски затянулись, хотя бы приемлемые варианты.
И если молодого специалиста ещё можно заманить на работу «дружным коллективом» и «чаем с печеньками», то у человека со стажем ценности уже другие. Поэтому, как только среди моря однотипных предложений появится нечто уникальное, остальные из желанных (или хотя бы приемлемых) работодателей превращаются в нечто из разряда: «Ну если туда не возьмут, так и быть схожу к ним».
Не столько обидно тут оказаться на десятом месте в приоритетах некоего Васи Пупкина, сколько жаль потраченного времени на человека, который даже не потрудился отменить собеседование, потому что нашёл другой вариант.
Что с этим можно сделать? Самый банальный совет – более подробно расписывать аспекты вакансии. Нередко соискатели сразу закрывают объявления, если в них содержится минимум информации, а то и вовсе кроме телефонного номера ничего нет. Чем более информативным будет текст, тем большая вероятность, что соискатель откликнется не только нажатием кнопки, но и душой. А ещё возможно ваша открытость станет решающей для соискателя, и дело дойдёт до собеседования.
Вот такой рассеянный…
Перепутал даты или время, потерял адрес, проспал, забыл, заболел… И не предупредил! Есть, правда, во всей этой ситуации большой плюс. Вряд ли ваша компания мечтала взять на работу человека, который не только о чужом времени не заботится, но и своё проконтролировать не может. Конечно, ситуации бывают разные, иногда просто нет возможности предупредить, к примеру, кандидат экстренно оказался в больнице или произошла иная непредвиденная ситуация. Тут уж не до собеседований. Но главное отличие ответственного человека состоит в том, что в случае форс-мажоров, он даст знать о себе позже.
Что с этим можно сделать? Все мы люди. Опаздываем, болеем, забываем какие-то вещи. Если это происходит однократно, и соискатель объяснил ситуацию, то вероятно не стоит судить человека лишь по одному эпизоду. Собеседование можно переназначить, тем самым давая второй шанс.
В случае, когда соискатель потерялся и сбрасывает звонки, оставляем это на его совести. Пусть кому-то другому достанется такое счастье.
У страха глаза велики
Бывает так, что на старой работе всё уже настолько достало, что нет сил даже встать утром и собраться. Хочется положительных перемен, и одной из таких может стать смена работы. И вот ваш отважный соискатель по вечерам, на обеде или в перерывах между отчётами, листает вакансии. Решительный оставляет отклики, отпрашивается и приходит на собеседование. Один раз живём ведь!
А вот у нерешительного вечный моральный выбор. Что, если не получится и на работе узнают про попытку уйти? Как потом быть? Да и на старом месте, если так поглядеть, всё понятно, коллектив родной и начальство знакомое. Там впереди возможно и лучше, но страшно начинать заново, учиться, притираться к новым людям.
Понять такие рассуждения можно. Любая смены работы – это стресс. Но в ещё более стрессовом положении находятся те, кто пытается усидеть на двух стульях. Старая работа хоть и невыносима, но приносит хлеб в дом, а новая, вероятно, даст удовлетворение, но её ещё нужно получить.
Что с этим можно сделать? Нет ничего плохого в поиске новой работы, пока ещё находишься на старом месте. Таким образом соискатели пытаются всего лишь минимизировать финансовые потери от простоя. Увы, не каждый может себе позволить делать накопления.
Как правило, работающие люди часто пытаются назначать собеседования либо на раннее утро, либо на вечер. Если есть возможность встретиться с кандидатом в эти отрезки времени, то не стоит от неё отказываться. А вот в обеденное время, риск неявки очень высок. Могут просто не отпустить. А может случиться и так, что находясь в привычной среде, соискатель успокоится. Мысли о нелюбимой работе, терзавшие дома или в моменты неудач, отпустят и телефон потенциального работодателя будет заблокирован.
Сарафанное радио
Пожалуй, в век Интернета, это одна из главных причин неявки на собеседование.
Чем тяжелее приходилось на старой работе соискателю, тем тщательнее он будет искать новую. Если, конечно, не любитель наступать на грабли или не отчаялся настолько, что подойдёт любое место, лишь бы копейку платили.
Загуглить информацию почти о любом ИП или ООО не составляет труда, а на более крупные предприятия можно даже найти отзывы от сотрудников. Если же такие не находятся, то опрашиваются друзья, знакомые, родственники и просто случайные люди в соцсетях. Кто-то обязательно что-то да знает.
Ресурсы с отзывами о компаниях, безусловно, полезны. Они позволяют отсеять недобросовестных работодателей и в целом взглянуть на предприятие со стороны работника. Но есть у них и существенный недостаток. Никто не гарантирует вброс фейковых отзывов от конкурентов или приукрашенного гневного письма от обиженного сотрудника.
Что с этим можно сделать? Быть честными. От начала и до конца. С этого и начинается репутация. Не стоит писать про заоблачные зарплаты, идеальный график или строгое соблюдение ТК, если на деле сотруднику придётся регулярно задерживаться, у зарплаты всё же есть свой потолок, отпуск рискует сорваться в любой момент. Да, это отпугнёт львиную долю соискателей, но в то же время вы сможете избежать негатива в свою сторону, ведь странно жаловаться на условия, которые человек выбрал сам.
В целом, стоит тщательнее следить за тем, как вы представлены в Интернете. Нерабочий сайт, заброшенный Инстаграм, группа Вконтакте, которую не вели уже много лет – все эти, как вам кажется, мелочи, могут вызвать недоумение не только у клиентов, но и у потенциальных сотрудников. Ведь благодаря соцсетям можно не только продавать товары и услуги, но и рассказывать о жизни компании, делиться успехами работников или создавать дополнительные каналы связи. А это, в свою очередь, может стать важным фактором для формирования положительного образа у соискателя.