«Веселый Роджер» знаком каждому. Флаг с черепом и двумя скрещёнными саблями или костями под ним на черном фоне символизирует пиратство даже больше, чем ром. Даже больше, чем песня про «семнадцать человек на сундук мертвеца йо-хо-хо…» и т. д. по тексту.
Я даже покушусь на святое и скажу, что Веселый Роджер даже более узнаваемый пиратский символ, чем Джонни Депп! Некоторые считают, что это выдумка писателей, однако это заблуждение.
Веселый Роджер действительно существовал, как и великое множество других пиратских флагов, которые в конце концов ушли в тень Веселого Роджера, хотя никакого договора или единого стандарта пираты не создавали.
Поскольку для человечества нет ничего более приятного, чем деньги, власть и война, проблема определения дружественных и враждебных судов наметилась уже в древности.
Особенно актуальным стал этот вопрос с XVI века, когда корабельная артиллерия стала играть все большую роль. Разумеется, в первую очередь это было важно для военных судов.
Однако поначалу флаг не был чем-то существенным. Гораздо более логичным и более эффективным решением этого вопроса были паруса с соответствующей символикой. Такой метод познавания был хорош всем! Кроме стоимости.
Для большей части мореплавателей это было слишком затратно, да и для государства тоже было недешево, особенно если учесть, что паруса военных кораблей могли очень быстро прийти в негодность. В итоге вместо них стали использовать кормовой флаг.
И если корсарам, которые фактически были аналогом современных частных военных компаний, было достаточно государственного флага той страны, которая выдала им лицензию, то пиратам это подходило не всегда.
Они активно пользовались самыми разными флагами, вводя в заблуждение своих жертв, но в процессе такой смены ими был сделан логичный, но очень точный вывод: флаг – не только знак, но и прекрасное средство психологического воздействия.
Поначалу они использовали в целях устрашения флаги, скажем Англии или Испании, поскольку и первые и, особенно вторые, были известны своим боевым духом. Но по мере того, как слухи о морских разбойниках приобретали все более эпические масштабы, стало ясно, что нужен и свой флаг.
Таким стало черное полотнище. Одно его появление означало, что корабль должен остановиться, капитулировать и отдать все свое содержимое.
Однако это еще не был флаг в полном смысле: скорее это был сигнальный вымпел, подразумевающий озвученные выше требования.
Если они не выполнялись, поднимался другой флаг – красного цвета. Он был еще страшнее, ибо предупреждал о сражении, абордаже и полной беспощадности.
Поначалу этого хватало, но со временем у пиратов появился запрос на индивидуальные черты. Вот здесь и начинается история собственно Веселого Роджера.
Сейчас кажется, что такое название логично: оскал черепа и в самом деле смахивает на широкую радушную улыбку. Непонятно только с чего этот объект назван «Роджер».
Некоторые исследователи возводят это еще к той поре, когда никаких черепов на флагах никто не рисовал. Просто французские пираты или французские жертвы пиратов называли самый страшный ярко красный флаг «жуайё руж», что примерно так и переводится – «ярко-красный» или «радостно-красный».
Для английского уха эти два слова звучат похожими на «Jolly Roger», так что версия выглядит вполне правдоподобно.
По другой версии, череп символизировал не кого-нибудь, а самого Дьявола, которого в народе называли «Олд Роджер». Здесь уже могли подключиться к делу французы, которые понимая имя, не понимали первого слова, которое они могли понять не как «старый», а как «веселый», ибо по-французски оно звучит примерно так же, как и по английский – «жоли».
Третья версия гласит, что истоки уходят в Индийский океан, где тамильские пираты называли себя владыками океана, что на их языке звучало как «Ари раджа».
Поскольку при переходе из языка в язык буквы «р» и «л» часто взаимозаменяемы, «ари раджа» после контакта с англичанами мог элементарно стать «джоли Роджером».
К тому же, если на тот момент на флаге уже был череп (скорее всего был), его улыбка могла подтолкнуть к тому, чтобы любое мало-мальски созвучное с «джоли» слово именно в него и превратить.
Но это все относительно названия. А как насчет изображения?
Предположительно изначально никакого черепа на флаге не было: были либо скрещенный кости, либо две скрещённые белые полосы, впоследствии ставшие костями.
Первый вариант уходит корнями к королю Роджеру II Сицилийскому. Сей монарх активно воевал на море и имел флаг в виде двух скрещённых костей на красном поле.
Что до белых полос на черном фоне, то это был общепринятый среди моряков сигнал о том, что на корабле эпидемия смертельно опасной болезни, наподобие чумы.
Разумеется, такой символ мог отпугнуть кого угодно, чем и пользовались пираты, когда хотели избежать столкновения. После этого оставалось сделать последний шаг и превратить полосы в кости.
После того как на черном фоне появились кости, оставалось дополнить комплект черепом, что и было сделано никак не позднее 1700 года. Интересно, что впервые это было сделано французским, а не английским пиратом.
Правда, помимо этого на флаге красовались песочные часы, что намекало на неизбежность грядущего.
Символ пришелся пиратам по душе и вскоре стали появляться различные варианты оригинала. Например, на одном из них под черепом лежала одна кость, а по разные стороны от него были нож и сердце.
В другой версии череп был повернут боком, и это был далеко не предел фантазии. Правда, в детали этих упражнений в изобретательности никто не вникал, поэтому тешили они в основном самих пиратов. Остальным же было ясно одно: пришла беда, а уж в анфас или в профиль – дело десятое.
Само собой, постоянно с этим флагом пираты не плавали, большую часть времени используя чьи-то государственные флаги, которые усердно меняли, в зависимости от того, какое судно появлялось на горизонте.
Такая мера позволяла, с одной стороны, повысить вероятность того, чтобы мирно пройти мимо хорошо вооруженного военного корабля, который для большинства пиратов был аналогом смертного приговора.
С другой же стороны, все те же флаги дружественных государств, позволяли ближе подойти к жертве.
Но потом золотая эпоха пиратства окончилась и вместе с ней исчез и Веселый Роджер. Казалось бы исчез. Но в ХХ веке, на волне глобализации он стал достоянием не только западной культуры, и теперь активно используется современными пиратами, деятельность которых наиболее заметна в районе Индонезии (и вообще в Индийском океане) и Сомали. Все чаще случаются пиратские нападения и в районе Карибского моря.
Правда, никаких золотых галеонов им сейчас не светит и большинство пиратов еле сводит концы с концами. Однако внушает опасение то, что их вооружение и техническое оснащение год от года становится все лучше, и вполне возможно, что Веселый Роджер в будущем станет внушать такой же трепет как раньше.