Шторма, циклоны, тайфуны и ураганы – неотъемлемые спутники морской братии, для кого морская стихия стала постоянной работой. Для одних, военных моряков бури и шторма не проблема. Имея постоянную остойчивость корабля, большую скорость и редкие выходы в море, они фактически не подвластны стихии. Со скоростью в тридцать пять узлов, а это почти пятьдесят километров в час, корабли спокойно уходят от любого тайфуна. А вот на кого обрушивает всю мощь и силу стихия – это рыбаки. Вот кто с морем на «ты». Особенно те, кто зарабатывает свой нелегкий хлеб на добытчиках – на малых и средних рыболовных траулерах. Из всех тружеников моря именно рыбаков больше всего забирает море. Но и моряки торгового флота, для обывателей спекулянты, пропадающие по загранкам, не остаются в стороне от жестокостей стихии. И когда попадаешь в жестокий шторм, когда душа, образно говоря, уходит в пятки, ты начинаешь проклинать себя за выбранную дорогу в жизни. Клянешься завязать с морем, если судьба выдернет тебя из очередной передряги. Шторма стихают, и ты забываешь о своих клятвах и снова уходишь в море.
Сухогруз «Лара Михеенко» неограниченного района плаванья, грузоподъемностью в три тысячи тонн, 11 июня 1993 года встал под погрузку в порту Владивосток назначением на Вьетнам, порт Хайфон. Экипаж вздохнул свободно. На долгие пять месяцев, а то и больше, они уйдут от родных угрюмых причалов. На которых правят бал бандиты, при полном попустительстве, как милиции, так и пограничников, охраняющих священные рубежи Родина на этих самых причалах. Это время назовут впоследствии лихими девяностыми. Автомобильный бизнес в разгаре. Машины из Японии везут все, кто может. Очень много лихого люда на этом деле пытается «навариться». Накопление первичного капитала в новой России идет полным ходом. Моряки радостно вздохнули, не предполагая, что самое страшное еще впереди. Ведь шторма, тайфуны и ураганы никто не отменял и не отменит.
Погрузка идет полным ходом. Грузим металл. Тут и листовая сталь, и арматура, и трубы разного диаметра. И никто этой самой погрузкой кроме капитана особо не заморачивается. У старпома жена на борту, которую он берет в рейс. Второй помощник вместе с матросами в личной коммерции. Всем не до работы. Все расслабляются после суетливых и опасных автомобильных рейсов. Вахта, конечно, стоится, как и трюмные, но не напрягаясь. Все слегка поддатые на работе, и все в личном бизнесе. Вьетнам страна всеядная. Там требуется все. Для перепродажи закупается ширпотреб в виде утюгов, электроплиток, кофеварок и чудо-печей. И более серьезный товар в виде стальных тросов всех диаметров по пятьдесят центов за метр. Бронза, медь, баббит. Камазовская резина, капроновые швартовы, автомобильное масло в двухсотлитровых бочках. Весь этот товар в большом количестве подгоняют портовики. В общем, бизнес серьезный. И как говорят моряки, такой рейс может год кормить. И это еще не считая велосипедов, мопедов и разного прочего шмурдяка в виде стиральных японских машинок, накопленного за время японских рейсов.
А погрузка тем временем заканчивается. И только один капитан в напряге. Почти не покидает судно. Ведь дисциплина в экипаже оставляет желать лучшего. С этим автомобильным бизнесом почти все моряки связаны с настоящими бандитами. Как говорят, имеют криминальную «крышу». И сильно такими кадрами не покомандуешь. Ведь и вся страна, вся Россия криминализирована до предела.
И вот первый тревожный звонок брякнул. Изрядно подпитой четвертый механик спутал ручки управления гидравлики при закрытии третьего трюма. Кормовая пара толкнула носовую, и все четыре крышки, весом больше десяти тонн, сложились со страшным грохотом. От удара такой массы лопнула по сварке палуба в основании этого трюма. Трещину в каких-то три сантиметра никто не заметил. Да и никто особо не присматривался. Не до этого.
На седьмые сутки загрузились и вышли на рейд для оформления, которое продлилось почти шесть часов. Таможенники понимают всем своим искательным существом, что на борту кроме груза еще вал товара, не проходящего по грузовым документам. Фактически контрабанда. Понимать то понимают, а сделать ничего не могут. Не будешь же искать – разбираться неделю. Ведь получателей на этот судовой груз тысячи. Как и тысячи этих самых партий груза. Десять труб, вот тебе и партия с получателем. В общем, скрепя душой, и не «наварившись» на моряках, таможенники уходят. Боцман с третьим помощником выбирают якорь. «Лара Михеенко» покидает родной порт. Экипаж скрашивает момент разлуки и удачное оформление таможней тихой пьянкой. Которая продолжается пару суток, пока не заканчивается спиртное.
Неделя рейса прошла спокойно. Лето, оно и есть лето. На море штиль, солнышко, благодать. На корме матросы сколотили стол и лавки. Там теперь перекурочная и кофейня.
В районе Филиппинских островов зародился тайфун. Понемногу набирает силу, двигаясь на север. На карте погоды его видно отлично. И очень даже понятно, что с ним нам не разойтись. Капитан запрашивает у службы мореплавания пароходства разрешение на заход в Гонконг, чтобы отстояться, переждать плохую погоду в порту. Служба рекомендует добавить ход до максимального. И идти, как и шли на запад. Мол, когда тайфун приблизится к материку, он изменит направление и уйдет, как обычно, восточнее, на Корейский пролив. Капитан Валерий Петрович Харченко в своей должности всего второй год. Так что для него рекомендации пароходства – закон. Хотя последнее слово обычно за капитаном.
Добавить ход до максимального, до четырнадцати узлов не получается. Старший механик категорически против. Трубы охлаждения забиты, и главный двигатель сильно греется. Механики всегда трясутся за ГД, за сердце корабля. Но в обычной морской практике, суда списываются из-за износа корпуса. Уходят на металлолом, или как говорят на флоте на «гвозди», всегда при отлично работающем главном двигателе. Так что повышенная нагрузка на двигатель была бы не критична. Отказ стармеха добавить скорость не пошел нам пользу. И легло очередным минусом в дальнейшей аварийной ситуации.
Прошли Гонконг и ровно через двенадцать часов пересеклись с этим самым тайфуном. Он никуда не свернул. Понесся прямо на материк.
26 июня в восемь утра светит солнышко и волнение моря всего три балла. Но к десяти утра волны все длиннее и длиннее. И уже наш «грузовичок» лениво, но довольно ощутимо переваливается с борта на борт градусов на пятнадцать.
Перед обедом небо затянуло черными облаками. Качка увеличилась. Ветер свистит все сильнее и сильнее.
В половине первого перешли на ручное управление. Авторулевой не держит. Качка такая, что судно заваливается с борта на борт до тридцати градусов. При загрузке металла центр тяжести судна очень низко. И качка получается стремительной. Всего десять секунд с борта на борт. Принцип «ваньки – встаньки».
И аварийная ситуация не заставляет себя ждать. В румпельной на корме, где находится рулевая машина, срывается от качки старый электромотор. Его электромеханик с электриком приготовили на продажу во Вьетнаме. Притулили между шпангоутами, не озаботившись закрепить понадежней. И вот эта штука весом больше пятидесяти килограмм начала кататься по палубе небольшого помещения. По морскому «гулять». И ровно через полчаса эта болванка снесла защитный кожух и перебила электрический кабель, подающий питание на рулевую машину. Та мгновенно остановилась. Хорошо, что перо руля оказалось в этот момент не заваленным на борт. А то бы необратимые процессы начались бы сразу и без вариантов. При неуправляемом судне, качка увеличилась с борта на борт до сорока градусов. При этом становилась все резче и резче. Судно просто летало с борта на борт.
Продолжение следует...----->Жми сюда
С уважением к своим читателям и подписчикам,
Виктор Бондарчук