Как мы знаем, Емельян Пугачев был донским казаком. Более того, считается, что происходил он из той же станицы, которая ранее «выдала» миру Степана Разина — ещё одного знаменитого предводителя восстания, только 1670-х, а не 1770-х годов.
Однако, Восстание Пугачева изначально охватывало не Дон, а Яик, Оренбургский край, Башкирию, Урал. Лишь много позднее, после нескольких поражений от правительственных войск, Емельян Пугачев пошел к донским и волжским казакам.
Иногда это считают роковым решением самозванца: ведь в 1774 году он мог пойти на Москву. Но Емельян Пугачев решил иначе: пошел на юг, дабы пополнить свою армию донскими и волжскими казаками. Действовал довольно типично: рассылал воззвания к казакам, в которых просил вступать в войско «истинного государя» и «бить дворян».
«...от прописанных злодеев-дворян древняго святых отец предания закон христианской совсем нарушен и поруган, а вместо того от их злоевредного вымыслу с немецких обычаев введен в Россию другой закон и самое богомерское брадобритие и разные христианской вере как в кресте, так и протчем неистовства. И подвергнули, кроме нашей монаршей власти, всию Россию себе в подданство с наложением великих отягощениев...» (с) из указа Пугачева Донскому войску, август 1774 года.
Вот так и так, притесняют казаков и наводят «немецкие» порядки на Руси. Кроме того, Пугачев предлагал донским и волжским казакам «зарплату» и утверждал, что большая часть России уже в его руках.
В итоге, к силам Пугачева присоединилось какое-то количество донских казаков и много калмыков. Но основная масса донского казачества сохранила верность правительственным войскам. Так, Пугачев не смог взять Царицын, который защищали, в том числе, донские казаки.
«Донские казаки, за которыми зорко следили местная старшина и центральные власти, в большинстве своем к восстанию не присоединились...» (с) В.И. Буганов. Пугачев.
Однако, дело было не только в «старшине», которая «следила». Есть и ещё пара моментов.
Например, тот факт, что Емельяна Пугачева знали на Дону (в конце концов, он же — донской казак). Довольно быстро выяснилось, что он не царь, а всего лишь «обыкновенный местный». Так что часть донских казаков, примкнувших было к восстанию, довольно быстро разочаровалась и уехала. Вот на это и опирались власти, в борьбе с Пугачевым: его «царственный образ» к тому моменту окончательно сошел на нет.
Одновременно, следует учитывать и чисто прагматический момент: в 1774 году закончилась Русско-турецкая война. А значит, многочисленные регулярные войска освободились. Перспективы восстания после данного события сводились к нулю, что прекрасно понимали и донские казаки. На борьбу с Пугачевым отправили даже Суворова. В этих условиях даже ближайшие сторонники Пугачева из числа яицких казаков давненько подумывали о прекращении восстания, о собственной реабилитации путем выдачи «самозванца». Донские казаки все это видели и не спешили поднимать восстание.
Ну и да, со времен Степана Разина прошло уже сто лет, со времен Кондратия Булавина — больше шестидесяти. И ведь выступления закончились неудачно. Казаков на Дону теперь лучше контролировали, да и сами они к тому моменту были довольно лояльными к власти, ведь их сравнительно привилегированное положение не исчезло.
Более того, «пугачевщину» можно назвать последним масштабным вооруженным выступлением казачества против центральной власти. Со второй половины XVIII века они превращались в опору государства. Ну а к двадцатому веку остальное население России нередко воспринимало казаков как своеобразную «карательную силу», давившую выступления крестьян и рабочих...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.