Найти тему
Извечный Олег

1962 год: Мир на пороге ядерной войны. Часть II

Как говорилось в предыдущей статье - в 1961 году Соединенные Штаты Америки разместили на территории своей союзницы - Турции, ядерное оружие. Советский Союз решил принять ответные меры….

Никита Хрущев и Джон Кеннеди
Никита Хрущев и Джон Кеннеди

Западная Европа уже тогда, по сложившейся традиции, подтверждала все, сказанное американцами, а Хрущев на все это объявил, что «блокада незаконна и что любой корабль под советским флагом будет ее игнорировать». Пугнуть Советский Союз у американцев не вышло, это уже было опасно.

На момент наступления начала блокады, 30 советских кораблей двигались в сторону Кубы. Естественно, не с «простой гуманитарной помощью и детским питанием». Мало этого, так еще 4 подводные лодки сопровождали конвой судов. Чтобы не быть слишком уж наглым человеком, Хрущев приказывает развернуть суда, но только не все. 4 кораблям было приказано продолжить идти по курсу на остров Свободы, тот же приказ поступил и подводным лодкам. На борту грузовых кораблей находились ядерные боеголовки и крылатые ракеты.

Следующим решением Президиума ЦК КПСС было приведение всех вооруженных сил Советского союза и стран Варшавского договора в повышенную боевую готовность. Над всем Миром нависла колоссальная угроза, любой мало-мальски грамотный человек это прекрасно понял. Советские корабли вопреки американскому ультиматуму двигаются на Кубу. Американцы могут их отправить на морское дно, Советский Союз ответит. Начнется война, не просто война, а ядерная война между двумя сверхдержавами и их союзниками. Вторая Мировая по сравнению с этим показалась бы локальным конфликтом.

Вечером 23 октября, Роберт Кеннеди (брат президента и министр юстиции) отправился в советское посольство, где сообщил, что американцам известно о директивах «игнорировать блокаду». Разговор с советскими дипломатами не вышел, потому, уходя, Роберт бросил:

«Не знаю, чем все это кончится, но мы намерены остановить ваши суда».
Роберт «Бобби» Кеннеди
Роберт «Бобби» Кеннеди

24 октября первый корабль, миновав американские суда, прибыл на Кубу. Толи чудо, толи мастерство советских моряков, толи американцы «закрыли глаза» - загадка. Одновременно с известием о прибытии корабля на Кубу, Хрущев получил телеграмму от Кеннеди (президента), тот призывал к благоразумию и соблюдению условий блокады.

25 октября на заседании ОНН американские дипломаты предоставили фотосъемки ракетных позиций на Кубе, обвинив СССР в разжигании войны. Мировое сообщество (исключая социалистические страны) встало на сторону США.

-3

Понимая, что советская сторона решилась на отважные действия, Кеннеди приказывает привести армию к максимальному уровню боеготовности. До этого и после Карибского кризиса американская армия не была приведена в такой уровень боеготовности. Теперь уже Хрущев понял, американцы реально готовы воевать, и будь, что будет. Что-то у Никиты Сергеевича ёкнуло в сердечке, блеф и бряцание оружием может выйти ему, да что ему, всей стране боком. Надо включать «заднюю», но только красиво.

На заседании членов Президиума Хрущев объявляет, «невозможно хранить ракеты на Кубе, не вступая в войну с США». Никита Сергеевич предложил, что надо уговорить американцев на демонтаж советских ракет в обмен на гарантии оставить попытки сменить власть на Кубе и демонтаж «Юпитеров» в Турции.

Решение поддержали, но с какой-то лукавой улыбкой, Хрущев не мог это не заметить.

На следующий день решение, которое озвучил своим подчиненным до этого Хрущев, было передано телеграммой американской стороне. Дополнительно Никита Сергеевич писал:

«Мы с вами не должны тянуть за концы каната, на котором вы завязали узел войны, потому, что, чем крепче мы оба будем тянуть, тем сильнее стянется узел, и придёт время, когда узел будет так туго стянут, что даже тот, кто завязал его, не в силах будет развязать, и придется разрубить… Давайте не только перестанем тянуть за концы каната, но примем меры к тому, чтобы узел развязать. Мы к этому готовы»

Кастро

Когда Фиделю стали известны планы советского руководства включить «заднюю передачу», он со всей своей «горячестью» обрушился на Хрущева. Он предлагал уже сейчас нанести ракетный удар по «американским империалистам» и всю ответственность возложить на него, добавив, что «кубинский народ готов принести себя в жертву», как будто кубинский народ кто-то успел спросить.

27 октября 1962 года на Кубе разбушевался тропический шторм. В одно из подразделений ПВО пришло сообщение, что на подлёте к Кубе был замечен американский самолёт-разведчик U-2. Начальник штаба зенитного ракетного дивизиона капитан Антонец позвонил в штаб командующему кубинским контингентом советских войск генералу Плиеву за инструкциями, но того на месте не оказалось. Заместитель командующего ГСВК по боевой подготовке генерал-майор Леонид Гарбуз приказал капитану ждать появления Плиева. Через несколько минут Антонец вновь позвонил в штаб — никто не взял трубку. Когда U-2 был уже непосредственно над Кубой, Гарбуз сам прибежал в штаб и, не дождавшись Плиева, отдал приказ уничтожить самолёт. Пуск ЗУР был осуществлён в 10:22 по местному времени. Пилот U-2 майор Рудольф Андерсон погиб. Чуть позже были обстреляны из зениток два американских самолета, но тем посчастливилось вернуться на свою базу, хоть и в потрепанном виде.

Джон Кеннеди и Андрей Андреевич Громыко
Джон Кеннеди и Андрей Андреевич Громыко

В тот же день другой самолет-разведчик из-за ошибки (была ли она) приборов залетел на территорию Советского Союза (в районе Чукотки). Советские истребители были подняты на перехват. Но к счастью, никто не отдал приказ «сбить», непрошенного гостя проводили восвояси.

28 октября от Кеннеди поступило сообщение Хрущеву:

«1) Вы согласитесь вывести свои системы вооружения с Кубы под соответствующим наблюдением представителей ОНН, а также предпринять, с соблюдением соответствующих мер безопасности, шаги по остановке поставок таких же систем вооружения на Кубу. 2) Мы же, со своей стороны, согласимся — при условии создания с помощью ООН системы адекватных мер, обеспечивающих выполнение данных обязательств, — а) быстро отменить введённые в настоящий момент блокадные мероприятия и б) дать гарантии ненападения на Кубу.
Я уверен, что и остальные государства Западного полушария будут готовы поступить подобным образом»

Через пару часов советская сторона ответила согласием. Мировой кризис, который мог привести к катастрофе, был закончен. Советские ракеты и войска покинули Кубу. Морская блокада была снята, а «Юпитеры» выведены из Турции.

Тот факт, что Никита Сергеевич Хрущев пошел на «уступки» американцам, привели к тому, что через полтора года его сместят с должности недовольные его решением «соратники». И в Советском союзе хватало «умных», которые хотели большой войны, хватало таких и в Соединенных Штатах. Но благоразумие победило, и неважно, кто уступил, а кто нет. Ведь по сути, «Юпитеры» убрали, как того и хотел Хрущев.

«Мы, товарищи, поставили ракеты, ракеты средней дальности на Кубе. Почему мы их поставили, что нас заставило поставить? Мы рассуждали так, что Кубу американцы терпеть не могут, они это прямо говорят, что могут сожрать Кубу. Я вот с военными говорил, с маршалом Малиновским. Я спросил: если бы мы были на месте Америки, взяли для себя курс сломить такое государство, как Куба, сколько бы нам надо было, зная наши средства? — Максимум три дня, и руки помыли бы.
Товарищи, с этим надо считаться, потому что именно Америка эти возможности тоже имеет. Поэтому мы считали, что Кубу можно спасти, только на Кубе поставив ракеты. Тогда тронешь, так ёжик клубком свернётся, и не сядешь. (Смех.) Видимо, пробовали когда-то. (Смех.) Вот эти ракеты вроде иголок ёжика, они обжигают. Когда мы принимали решение, мы долго обсуждали и не сразу приняли решение, раза два откладывали, а потом приняли решение. Мы знали, что, если поставим, а они обязательно узнают, это шок у них вызовет. Шутка ли сказать, у крокодила под брюхом ножик! […]
В результате переписки мы вырвали у президента США заявление о том, что он тоже не думает вторгаться. Тогда мы сочли возможным сделать заявление, что мы тогда тоже считаем возможным удаление наших ракет и Ил-28.
Было это уступкой? Было. Мы уступили.
Была уступка со стороны Америки? Было дано публичное слово не вторгаться? Было. Так кто же уступил и, кто не уступил?
Мы никогда не говорили, что мы будем вторгаться в другую страну. Америка говорила, что она не потерпит на Кубе революционного кастровского режима, и потом она отказалась. Значит, ясно, что другая сторона взяла на себя обязательство то, которое оно не признавала до постановки наших ракет на Кубе. Так?
ГОЛОСА: Так. (Аплодисменты.)
ХРУЩЁВ: Сейчас есть умные, а умных, когда пройдёт опасность, всегда больше, чем в момент опасности. (в зале смех.) […]
А если бы мы не уступили, может быть, Америка больше уступила? Может быть, и так. Но это могло быть похоже на детскую сказку, когда два козла встретились на перекладине перед пропастью. Они проявили козлиную мудрость, и оба упали в пропасть. Вот в чём дело»

Из заключительного слова Н. С. Хрущёва на пленуме ЦК КПСС 23 ноября 1962 года

Фидель Кастро с Никитой Хрущевым в Абхазии (с. Дурипшь). 1963 год – «после тяжелого года можно и на курорт»
Фидель Кастро с Никитой Хрущевым в Абхазии (с. Дурипшь). 1963 год – «после тяжелого года можно и на курорт»

Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.

Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Внимание! Всем спасибо за внимание!

#история #современная история #ссср #карибский кризис #сша #история ссср #холодная война #никита хрущев #джон кеннеди