Найти в Дзене
Максим Колядин

Развитие подводной археологии в СССР

Подводная археология в настоящее время занимает значительное место в исторической науке, в которой она является вспомогательной. С помощью подводных археологических исследований, с использованием методов и приёмов историческая наука пополняется многими историческими событиями, заполняются пробелы в изучении истории. Через археологию идёт процесс познания археологических памятников, которые по – своему отразились в мировой истории и хранят много информации в себе. Археологические памятники всегда считаются лишь объектом изучения, научного исследования, тем самым вытесняются из сферы общественного интереса и полностью отдаются науке. Причина такого отношения может таиться в отношении к своей родине, к своему краю, безразличное, а зачастую и враждебное отношение к памятникам прошлого, того, что связывает современных людей с их предками. Возможно, одной из причин является то, что изучение родной истории в нашей стране связано не патриотическим, душевным позывом, не с той целью, которая н

Подводная археология в настоящее время занимает значительное место в исторической науке, в которой она является вспомогательной. С помощью подводных археологических исследований, с использованием методов и приёмов историческая наука пополняется многими историческими событиями, заполняются пробелы в изучении истории. Через археологию идёт процесс познания археологических памятников, которые по – своему отразились в мировой истории и хранят много информации в себе.

Археологические памятники всегда считаются лишь объектом изучения, научного исследования, тем самым вытесняются из сферы общественного интереса и полностью отдаются науке. Причина такого отношения может таиться в отношении к своей родине, к своему краю, безразличное, а зачастую и враждебное отношение к памятникам прошлого, того, что связывает современных людей с их предками. Возможно, одной из причин является то, что изучение родной истории в нашей стране связано не патриотическим, душевным позывом, не с той целью, которая направлена на изучение культуры народов, а скорее всего с политическими, экономическими, более выгодными намерениями, которые в свою очередь являются средством достижения определённых целей, поставленных задач. 

Таким образом, можно сказать, что проблема изучения подводной археологии и археологической науки в целом является актуальной в наше время. Современный мир, образ жизни каждого человека и человечества в целом, а также культура, традиции, нравы, обычаи можно рассматривать через призму подводно-археологического исследования, таким образом, воспитывая в людях чувство патриотизма, гуманности, а также трудолюбие, терпение и уважение ко всему, что было создано когда-то человеком.

О зарождении подводной археологии.

Как и любая другая наука, подводная археология зародилась не сразу, причиной её зарождения послужила необычная история, которая является поворотным событием в науке. 

Однажды, летом 1802 года английский посланник при дворе «Блистательной Порты» лорд Эльджин отправился из Афинской гавани на бриге – двухмачтовом судне под названием «Ментор» с грузом. Свой путь английский лорд держал на остров Альбиона Великобританского королевства для того, чтобы доставить туда груз, который составлял 17 коробок с ценностями античного искусства, позднее установилось, что они были из Афин. Лорд Эльджин был не только английским посланником, но и посланником прусского короля, на тот момент посланник в Стамбуле, который как раз и был ценителем античного искусства. Но на пути судна «Ментор» ждала неприятная ситуация, английский посланник попал не в удачное для того момента время, море стало игривым, и корабль в результате сильных волн и ударов о скалы потерпел крушение у мыса Тенар. Буря была на столько сильной, что вода проникла на судно корабля, и не смотря на попытки матросов откачать воду, стихия всё же победила. К счастью,  все остались живы, люди смогли спастись, забравшись по камням, а вот драгоценный груз, который они везли, оказался на дне моря. На этом повороте событий всё и началось. Ради того, чтобы спасти хотя бы груз, не считая уже безнадёжного корабля, лорд Эльджин заключил соглашение с лучшими ловцами губок Греции 3 октября. Цена договора составляла 7 тысяч пиастров, за которую греческие ныряльщики согласились поднять с глубины моря, равной приблизительно 10 м. Работу ныряльщиков отягощало множество факторов: частые штормы, ледяная вода, отсутствие технических приспособлений. Всё это происходило осенью. Также трудности заключались и в методе и технике подъёма не столько груза, сколько поднятие наверх самого ныряльщика, для этого была разработана впоследствии особая методика выныривания.

Таким образом, за октябрь – декабрь со дна было поднято шесть ящиков с ценным грузом, а остальные одиннадцать ящиков подняли лишь в марте 1803 года. Эльджин был дилетант по отношению к произведениям искусства, методы работы с памятниками под водой впоследствии послужили отрицательным примером в обращении с предметами, находками. Так например, ныряльщики выбирали из дорогих вещей самые дорогие, порой ценою гибели других. Эльджин отправлял в Англию скульптуры и архитектурные детали, относящиеся афинским храмам, в том числе и знаменитому храму – Парфенону, датируемого V в. до н.э., построенного в честь богини Афины. Важным фактом необходимо считать то, что извлечением груза с глубины занимались профессиональные водолазы. 

Впоследствии, античная коллекция лорда Эльджина ещё не раз подвергалась опасностям, во время наполеоновский войск, но удача попасть в Британский музей оставила все переживания позади. Данный опыт работы с источником профессиональных водолазов послужил небольшой предысторией, который можно считать уже профессиональной работой под водой, зарождением подводных археологических работ. Впоследствии, водолазы будут работать не только с затонувшими кораблями XVIII века, но а также с находками, датируемы приблизительно I в. до н.э. 

В истории зарождении подводной археологии есть более важное событие, которое по праву считается зарождением подводной археологии.

Это произошло как раз на месте гибели «Ментора» - у мыса Тенара и острова Антикиферы в конце 1900 г., где небольшая шхуна греков – ловцов искала место покоя. По определению морского словаря К.И. Самойлова, шхуна – это парусное судно, которое имеет с двумя и более мачтами, вооружённое косыми парусами. 

За целый век техника водолазов изменилась, усовершенствовалась. Так, например, на шхуне устанавливался насос, который мог скачивать воду из исследуемого объекта на дне, а сами водолазы спускались на дно моря уже в специальных водолазных костюмах, которые в малой степени облегчали труд. Но все же работа водолазов не стала легче, изучения объектов исследования происходили на разных глубинах и в разных температурах воды. Джордж Басс в своей работе «Подводной археологии» подробно описывает проблемы, трудности, с которыми сталкиваются ныряльщики – исследователи при опускании на дно,  главное – при подъёме на сушу. 

Аквалангистов на пути к исследованию ждёт множество препятствий. Из – за сильной плотности воды даже самые мельчайшие течения, движения воды кажутся сильными, что мешает ныряльщику удержаться на месте под водой за укреплённые объекты. Как известно, на дне морей находится ил, через который даже самые яркие фонари не в силах проникнуть сквозь него и осветить дно моря, это мешает исследователям изучить место нахождения памятников и доступ к ним затруднителен. Помимо прочих трудностей, важнее всего необходимо аквалангисту доставить кислород, который поступает в его лёгкие с помощью баллона, прикрепленного на его спине. 

Но благодаря различным трудностям при исследовании объектов на дне, работа аквалангистов и является ценным трудом, придающее ей большое значение. 

Часть 1.

Подводная археология на современном этапе стала многим наукам вспомогательной дисциплиной, таким как океания, полевая археология, геология, география. С помощью методик, способов разведки, методов подводной археологии можно многое узнать из неизведанного древнего мира, время прошлых веков и десятилетий. Благодаря прогрессии техники в современном мире стало возможным изучение не только выявление поверхностных признаков, явлений, свидетельств о чём-либо, но а также более глубокое изучение, более детальное проникновение в науку, а точнее в жизнь прошлых времён. 

Подводная археология как наука, изучающая историю прошлого, как это делает полевая (наземная) археология, появилась не сразу. Первоначально это выглядело, как случайная находка, (а не артефакт), прибившийся к берегу моря при сильных штормах, становящиеся объектом изучения археологов. Со временем прибрежные находки становились частыми, они накапливались и становились большой коллекцией, собранием интересных находок многих музеев в XIX – первой половины XX веков. Одной из редких и ценных находок является бронзовая статуя Апполона греческого происхождения конца VI века до н.э., которую извлекли со дна моря близ Пиомбино (Италия) в 1892 году. Ещё одна, так называемая, случайная находка, бронзовая статуя юноши из Греции, датируемая IV в. до н.э. попалась в руки учёным у берега Аттики, около Марафона. Подобные находки имеют аналоги и на территории СССР в 20-е годы XX века на дне Таманского залива, близ древнегреческого города Фанагории. Так например две мраморные статуи львов, стоящие перед входом в Федосийский музей, были найдены археологами на дне моря. Множество находок, найдены на берегах моря, а так же на дне, начиная с начала прошлого века пополняют коллекции местных музеев, зарубежных, а также музеев России. 

Часто находки встречаются археологам в повреждённом виде, а иногда и вовсе без недостающих элементов. Зачастую попадаются элементы артефактов разных предметов. Так например вблизи Рима на дне Тибра было найдено и собрано из множества элементов мраморная статуя Апполона. Но наибольшее количество находок состояло из остродонных амфор. 

Подводный археологический мир богат и разнообразен не только кувшинами, статуями, но также и большими находками, которые являются частью строительных сооружений. В XIX веке учёными было найдено ряд находок, которые в совокупности представляли собой целое сооружение. На дне Керченского пролива, к югу от косы Чушки, было найдено 6 колонн из мрамора, которые, по всей видимости, могли принадлежать святилищу Ахилла. Этот факт свидетельствует о том, что археология как наука находится на верном пути к открытию, изучению первых цивилизаций, а также фактов, которые могут дать множество знаний о прошлой жизни людей. Во второй половине XIX века русский археолог, член- корреспондент, один из основателей Московского археологического общества Алексей Сергеевич Уваров отметил, что часть древнегреческого города Оливии в настоящее время находится на дне моря, а сам город находится на Бугском лимане. Таких городов, как Оливия, которые имеют своё местонахождения под водой, которые ещё не изучены или мало изучены – много. Это объясняет сложность археологического труда в исследовательской деятельности учёных. Подобный случай можно наблюдать в Греции, где подводным городом является Эпидавр. На дне моря оказалась значительная часть этого города, что несёт в себе огромнейшую историческую и культурологическую ценность – знаменитое святилище Асклепия, а также развалины разрушенные стены города Гифиона, имеющие местоположение вблизи мыса Тенара.

В подводной археологии известны случаи находок портовых сооружений. Так, например, на дне Федосийской бухты во время земляных работ в 1894 году были найдены остатки древнего моста. Под мощным четырехметровым пластом ила лежало приблизительно 4 тыс. концов сосновых свай. А.Л. Бертье – Делягард, который давал описание данной находке, не смог установить время сооружения, но определил приблизительные хронологические рамки – античное время – позднее время, в период владычества турок и генуэзцев.

Подводные археологические экспедиции на рубеже XIX и XX вв. носят спорадический характер. Экспедиции являются единичными и нерегулярными в большей степени, что может говорить о том, что наука только набирает свои обороты, находится на начальном этапе становления археологии как науки. Это связано с тем, что для самой науки как таковой необходимы методы, приёмы, способы ведения разведок, раскопок и изучения объектов, необходима также техника соответствующая и способности, навыки аквалангистов, работающие под водой. Но, тем не менее, данный этап в подводной археологии является переломным, своеобразным толчком для дальнейшего мотивирования и развития исследовательской деятельности. 

На рубеже XIX – XX вв. археологические подводные экспедиции проводились в нескольких регионах земли. Учёные определили свои места исследования на территории Греции, Украины, Туниса, Италии, но на территории современной России на начальном этапе исследования не проводились, но представители из нашей страны в зарубежных экспедициях присутствовали, одним из которых является В.Д. Блаватский. 

Так например, исследователь Л.Колли начинал свою археологическую деятельность в Тунисе, районе Махдии – небольшого городка. Экспедиция в Тунисе была организована французской экспедицией под руководством А. Мерлина. Данная экспедиция не прошла безрезультатно, так как исследователи обнаружили затонувший корабль античного времени на глубине 39-50 метров, приблизительно в 5 км от берега. Данная находка послужила мотивацией для многих исследователей в области данной науки, к желанию раскрыть как можно больше пробелов жизни античного времени. Находка античного затонувшего корабля является для подводных археологов настоящей ценностью, а также великим открытием для всемирной научно –  исследовательской деятельности. Экспедиция французских подводных исследователей провела целых пять кампаний с 1908 по 1911 годы включительно, и в 1913 году, за данный период исследовательских работ со дна моря было поднято и исследовано большое количество находок разного рода: это были и произведения искусства, и произведения художественного ремесла (множество колонн из мрамора ионийского ордера).  Исследователи экспедиции установили ряд факторов, свидетельствовавших о том, что данный корабль погиб приблизительно в I в. до н.э.  Выяснилось, что корабль держал путь из Афин с добычей, был захвачен римскими войсками после взятия города Махдии в Тунисе в 86 г. до н.э., где корабль и потерпел крушение и был полностью разбит. О выдвижении такой теории свидетельствовала находка двух плит с надписями аттического происхождения. 

Другая экспедиция не менее успешна прошла на территории Греции, в которой исследователей ждала уникальная находка – затонувший корабль. Находки данной экспедиции также  относят к числу находок погибших судов с различного рода произведениями искусства. Этот корабль был найден на территории Греции вблизи мыса Артемисия, найденная в 1928 – 1929 гг. Совместно с кораблём со дна моря были подняты множество изделий из бронзы, среди которой учёные выделяют отдельно – статую бородатого бога, скорее всего, Посейдона, датируемый второй четвертью V в. до н.э.

Исследователей в начале XX века интересовало в большей мере причина затонувших городов. Наибольшую популярность обрела гипотеза, которая свидетельствовала о том, что начиная с античной эпохи и по настоящее время, вода, наступающая с моря, прибавляется и тем самым затапливает прибрежные районы. В этой дискуссии принял участие русский учёный Л.П. Колли, который отстаивал теорию трансгрессии – наступление моря на сушу в результате опускания земной коры либо повышения уровня моря. Желая выявить причины подобного явления, Л.П. Колли начал в ноябре 1905 года подводные археологические изыскания в Федосийской бухте на пространстве, огражденном молом, который был обнаружен Л.П. Бертье – Делягардовым. Вследствие этого было извлечено 15 античных больших амфор. Данная находка стала косвенным доказательством в пользу датировки мола античным временем. Работы ученого Л.П. Колли на начальном этапе подводной археологии являлось единственным продвижением в науке со стороны русских ученых, а подводных археологических исследований в России не производилось. 

Таким образом, можно сказать, что начальный этап подводных археологических исследований мы можем охарактеризовать, как находки античного времени: ионийские колонны, статуи, части статуй богов, кувшинов, плит. В большей части находки носят культурологическую основу, что говорит об уровне культурный жизни античного человека и его отношения к искусству. Данные находки позволяют узнать, пополнить представления об искусстве античного мира. 

На первых этапах подводной археологии - XVIII - 30-е гг. XX  вв. наука берет своё начало как накопление информации, в этот период ещё мало известно о возможностях науки, которая может раскрыть неизведанное в истории. Большинство находок являются случайными, кто-то их оставляет себе, как сувенир, или как предмет торга, кто-то сдает их в музей, а кто-то берет дело в свои руки и начинает исследовательскую работу, впоследствии.