Прижизненная иконография Грибоедова небогата: акварельный портрет В. И. Мошкова 1827 г. и миниатюра П. А. Каратыгина. К прижизненным портретам, быть может, следует отнести портрет работы Горюнова (?), принадлежавший одному из Всеволожских,' а также портрет, приписываемый кисти Робильяра (вделанный в переплет списка «Горя от ума», подаренного Грибоедовым Булгарину). Существуют еще несколько рисунков Пушкина, изображающих Грибоедова в профиль и гравюра Н. И. Уткина (1829 г.)
Мои похожие статьи о портретах А.С. Пушкина (здесь), Н.В. Гоголя (здесь) и М.Ю. Лермонтова (здесь).
Кто такой А.С Грибоедов?
Александр Сергеевич Грибоедов (1795, Москва — 1829, Тегеран) — русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник (1828). История жизни и его литературная деятельность освещается, довольно подробно, еще в школе. Его короткая жизнь была удивительна, насыщенна событиями историческими, эпохальными. Почему же его внешность вопрос? Ведь есть же общепринятые изображения в учебниках, на сайтах! Да, есть, Грибоедова изображают так:
Рассказывая историю создания этого портрета, М.И. Семевский, издатель журнала "Русская Старина", близко знакомый с Крамским, писал: "Пересмотрев и сличив между собой все гравированные портреты Грибоедова, Крамской принужден был остановиться на литографированном портрете, приложенном к изданному Е. Серчевским "Собранию сочинений Грибоедова" и снятом с акварели, рисованной по памяти артистом П. А. Каратыгиным. Руководствуясь изустным рассказом артиста о наружности Грибоедова, Крамской писал как бы "под диктовку" и воскресил талантливою кистью наружность славного писателя".
Не все современники художника разделяли восторженное отношение к портрету. "Крамской писал портрет Грибоедова с гравюры Уткина, – замечал П. А. Ефремов, – но испортил оригинал прибавкой высоты хохла над лбом. Это он сделал согласно рассказу П. А. Каратыгина".
Это обстоятельство противоречит воспоминаниям многих современников о внешнем облике Грибоедова. Получается, что Крамской рисовал или с акварели Каратыгина, или с гравюры Уткина, описанием Каратыгина руководствовался, но добавил свое.
Достоверным источником могла бы послужить посмертная маска, но ... Учитывая обстоятельства смерти ее нет и быть не может. Какой выход? Прижизненные портреты! Их немного, в некоторых есть сомнения в достоверности личности изображаемого. Словом, нет уверенности, что это Грибоедов. Вот, например:
Этот портрет относится к периоду Отечественной войны 1812 года. Когда неприятель появился на территории России, Грибоедов вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Петра Ивановича Салтыкова. В боевых действиях полк не участвовал, в итоге его присоединили к разбитому иркутскому драгунскому полку и принять название Иркутского гусарского. Этот момент и ставит под сомнение точность изображения.
Иркутский гусарский полк имел черные доломаны. По атрибуции научн. сотр. Эрмитажа Г. В. Вилинбахова, голубые доломаны были введены в русской армии с 1826 г. Их носили офицеры Белорусского гусарского полка, который принимал участие в турецкой кампании 1828—1829 гг. Медаль за участие в этой кампании, утвержденная в 1829 г., была на георгиевской ленте с изображением креста на поверженном полумесяце. Эта медаль достаточно четко просматривается на портрете. Полученная Грибоедовым в 1828 г. медаль за персидскую войну была на двойной ленте, голубой и черно-желтой, с изображением всевидящего ока. Следовательно, портрет офицера в голубом доломане не является портретом Грибоедова, тем более что в нем нет и портретного сходства с Грибоедовым (кроме очков).
В 1907 году известный художник Дмитрий Кардовский приступил к работе над иллюстрациями к подарочному изданию комедии «Горе от ума». Портрет писателя в мундире Иркутского гусарского полка, который соответствовал памятным событиям, был расположен в начале книги и тут все точно изображено.О портретном сходстве с оригиналом судить не берусь, все же 1829 и 1907 гг. далеко отстоят друг от друга.
Самое ранне изображение Грибоедова-подростка вероятнее всего это:
Один из самых интересных прижизненных портретов писателя, вделан в переплет списка «Горя от ума», подаренного Грибоедовым Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю Булгарину». Авторство спорно, но рисован он был с натуры. Это не подвергается сомнению.
В своих воспоминаниях Булгарин писал об этом портрете: «В 1824 году, в мае, Грибоедов получил позволение отправиться за границу на излечение болезни, но, прибыв в Петербург, остался там и прожил около года. В это время упросил я его позволить списать с себя портрет собственно для меня. Это единственный портрет его».
Авторство оспорено исследованием М. Д. Ромма (ж.: Художник, 1983, № 7. С. 54—55). Автором портрета,вероятно, является М. И. Теребенев (1795—1864), исполнивший целый ряд акварельных и миниатюрных портретов, в том числе друзей Грибоедова: А. И. Одоевского и А. В. Всеволожского. Это трудно оспорить. Написанный М. И. Теребенёвым в 1824—1825 годы портрет считается одним из самых достоверных портретов писателя, который явился оригиналом для получившей широкую известность гравюры Н. И. Уткина. (см. ниже)
Впервые опубликована в первом номере журнала «Сын отечества» и «Северный архив» за 1830 г. в приложении к статье Булгарина «Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове» к годовщине смерти писателя. Гравюра Уткина стала самым известным изображением писателя, завоевавшим большую популярность.
Известно несколько рисунков с изображением Грибоедова, которые академик живописи художник В. И. Мошков сделал в момент подписания Туркманчайского мира.
Грибоедов изображен в 3/4 влево, в халате и белой рубашке, с чубуком. Надпись под портретом: «Грибоедов, списанный за два года до смерти, 32-х лет».
Авторская (?) копия этого портрета (с отличиями в одежде: другой халат, шейный платок поверх рубашки, отсутствует курительная трубка) хранится в собрании Краеведческого музея г. Зугдиди. По легенде, портрет был передан Екатерине Дадиани (в девичестве Чавчавадзе) ее сестрой, Н. А. Грибоедовой на память о Грибоедове. В музей был подарен потомками Дадиани. Портрет не воспроизводился.
Известно несколько рисунков с изображением Грибоедова, которые академик живописи художник В. И. Мошков сделал в момент подписания Туркманчайского мира.
Есть сведения о якобы существовавших живописных полотнах художника В. И. Мошкова «Встреча Паскевича с Аббас-Мирзой» и «Подписание Туркманчайского мира» см. Воспроизведения с двух картин на эти сюжеты были опубликованы в 19—21 т. Литературного наследства как принадлежащие кисти В. Залесского.
С рисунков Мошкова на сюжет русско-турецкой войны сделал серию известных литографийхудожник К. Беггров. Они послужили оригиналами для живописных работ художника Залесского, это и явилось причиной того, что имя В. И. Мошкова ошибочно стало соединяться с работами Залесского.
Судя по манере, обе картины относятся к концу 1830-х гг. Картины были написаны для дворца Паскевича. В настоящее время местонахождение их неизвестно.
Портрет ниже поступил в Пушкинский Дом Академии Наук в 1919 г. от В. П. Всеволожского, потомка друга Грибоедова А. В. Всеволожского и носит эскизный характер. Специалисты относят дату написания портрета к последнему периоду жизни писателя – времени его приезда в Петербург из Персии весной 1828 г.
Именно тогда друзья писателя заметили происшедшую в его облике перемену, да и сам Грибоедов отмечал: «Я там (в Персии) состарился, не только загорел, почернел, почти лишился волос на голове, но и в душе не чувствую прежней молодости» (по воспоминаниям К.Полевого).
Принадлежность портрета кисти художника Горюнова не доказана. Сведений о художнике нет. Есть еще два приписываемых ему портрета: Н. В. Гоголя (холст, масло, ИРЛИ) и А. С. Пушкина (холст, масло, ВМП), но оба они выполнены в другой манере, ничего общего не имеющей с манерой художника, писавшего портрет Грибоедова.
Другой портрет (ниже) не имеет высокой художественной ценности. Портрет, помещенный в бумажную рамку, наклеен на обороте первого листа рукописи. Грибоедов изображен здесь в профиль, без очков. На рамке, внизу, нарисован нотный свиток, а на свитке — очки Грибоедова. Портрет выполнен карандашом. На портрете подпись — монограмма из французских букв «МК» и дата — «1825 г.».
Модест Дмитриевич Резваго (1807—1853)—военный и общественный деятель николаевского царствования. Но интересы Резваго не ограничивались только службой. Он был, кроме того, любителем-художником и музыкантом. Художник-дилетант, Резваго рисовал портреты главным образом своих друзей и знакомых. Оба — и Грибоедов и Резваго — принадлежали к одному и тому же кругу петербургского общества.
Резваго исполнил портрет Грибоедова, повидимому, между январем
и серединой мая 1825 г. В конце мая Грибоедов был уже в Киеве, возвращаясь на Кавказ . Почему портрет Грибоедова работы Резваго оказался вклеенным в список «Горя от ума», сделанный декабристом Черкасовым? Принадлежал ли портрет действительно Черкасову или вклеен был в список позднейшими владельцами рукописи? Этого мы не знаем.
Известно несколько портретов Грибоедова, нарисованных Пушкиным. Первый (по атрибуции А. Эфроса, оспоренной Т. Г. Цявловской), относится к ноябрю 1823 г. в черновике 2-й главы «Евгения Онегина».
Второй — в черновике стихотворения «Предчувствие» 1828 г.
Рисунок на черновике стихотворений «Предчувствие» (на опубликованном тут фрагменте видна карандашная строка «Снова тучи надо мною…») и «Увы! Язык любви болтливый…» (1828).
В тот день Пушкин принял участие в морской прогулке на пироскафе вместе с Олениными и покидавшем Россию художником Доу. О чем и говорит запись под портретом: «9 мая 1828. Море. Ол[енины], Дау».
Есть и два посмертных портрета Грибоедова, нарисованных Пушкиным по памяти. Один из них (май 1831) подписан, на другом (видимо, осень 1829; л. 66 Ушаковского альбома) на голове Грибоедова персидская чиновничья шапка.
Есть еще один портрет Грибоедова, нарисованный Пушкиным на отдельном листе в 1831 г., с пометой непушкинской рукой: «Рис<овал> Пушкин. Майя 1831. Грибоедов». Некоторые исследователи определяют портрет Грибоедова среди портретов декабристов, сделанных Пушкиным в 1826 г. (Подробнее об этом см.: Цявловская Т. Г. Рисунки Пушкина. М., 1980. С. 299—306).
Вот и все прижизненные (с некоторыми отступлениями) портреты А.С.Грибоедова.
В заключении предлагаю взглянуть на красавицу жену писателя. Пережив мужа, она потеряет ребенка и больше никогда не выйдет замуж. Черная роза Тифлиса умерла 1857 году во время разразившейся в Тифлисе эпидемии холеры. Ей было 44 года.
Их трогательная история в подробностях излагается на множестве сайтов. Пересказывать не буду, просто ее портреты.
В июне 1829 года Грибоедов был похоронен в гроте под церковью Святого Давида на горе Мтацминда в окрестностях Тифлиса, где он жил в начале 1820-х годов. Желательное место своего захоронения он сам в своё время называл жене. Спустя 100 лет — в 1929 году, к 100-летней годовщине со дня гибели Грибоедова в Персии, на этом месте был официально открыт властями тбилисский пантеон.
Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет интересно!
А.Житков