Здравствуйте уважаемые читатели канала "Исчезнувшая история". Сегодня мы расскажем вам о человеке, который сумел создать технологию, которую до сих пор не могут повторить во многих странах. Это конструктор экранопланов и лодок на подводных крыльях Ростислав Евгеньевич Алексеев
Не так давно появились новости о том, что британцы планируют использовать некое подобие экранолетов для перевозки пассажиров, а американцы рассматривают этот вид транспорта как передовые технологии, которые нужно развивать для армии страны. Один только вид подобных кораблей заставляет думать об инопланетных технологиях и гостях из будущего, настолько футуристично они выглядят. Но, на самом деле, в нашей стране экранолеты существуют уже более 50 лет и об их авторе мы предлагаем вам почитать.
Детство в слесарной мастерской
Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городке Новозыбково Черниговской губернии (Брянская область) Российской империи. Его отец был агрономом, впоследствии ставшим членом Академии наук БССР, а мать учительница русского языка. У Ростислава был старший брат и две сестры.
Он с детства увлекался кораблями. Еще подростком сделал первую лодку и яхту. А в 19 лет яхту-швертбот «Пират» для любительской регаты. Навыки у Алексеева появились благодаря дедушке Евгению Кузьмичу, который организовал для детей слесарную мастерскую. Уже в шесть лет Ростислав самостоятельно смастерил паровоз и машинку.
Алексеев часто участвовал в соревнованиях по парусному спорту, но всегда делал своих яхты самостоятельно. Парусным спортом, кстати, он занимался до 32 лет и получил звание мастера спорта СССР.
Несостоявшийся художник
В 1933 году семья Ростислава переехала в Горький (сейчас Нижний Новгород). Он поступил в местный вечерний рабфак, подрабатывал чертежником и художником-оформителем. А в 1935 году смог поступить в горьковский политехнический институт им. А.А. Жданова и, чтобы научиться рисовать еще лучше, в художественное училище. На четвертом курсе способного студента Алексеева перевели в Ленинградску военно-морскую академию. Впрочем, довольно быстро отчислили, потому что он не сдал высшую математику и Ростислав вернулся в Нижний Новгород. Осенью 1941 года Ростислав защитил в своем политихническом институте диплом по теме «Глиссер на подводных крыльях».
Кораблестроитель танков Т-34
Хотя Алексеев получил специальность инженера-кораблестроителя, его распределили на завод «Красное Сормово», где он занимался приемом танков Т-34. А в свободное время испытывал на реке модели судна на подводных крыльях. Он даже направил проект народному комиссару ВМФ Н.Г.Кузенцову. Правда, впечатлить кого-то не получилось. В ответе было написано: «Предлагаемая вами схема глиссера на ПК является неприемлемой, так как выбранная конструкция в основе своей ничем не отличается от уже ранее испытанных и обречённых на неудачу».
Но Алексеев не сдался. Он все перепроверил и переделал. Новым проектом заинтересовались Главный конструктор завода В. В. Крылов и директор завода Е.Э.Рубинчик. Ростиславу разрешили работать над проектом сначала три часа в день, а потом и вовсе заниматься только им.
Как вспоминал сам Алексеев:
Меня так вдохновила забота о моём проекте, это был такой могучий заряд уверенности в необходимости задуманного, что его хватило на десятилетия. Ведь подумать только, ещё в разгаре война, всё подчинено лозунгу «Всё для фронта!», каждая пара рук на счету, а люди думают о завтрашнем мирном дне
В 1943 году была создана «Гидролаборатория». Ему выделили новое помещение. Назначили руководителем НИГЛ (научно-исследовательская гидролаборатория). Он начал разрабатывать двухместный катер. В 1945 году проект прошел испытания и Алексеев отправился на катере по Оке в Москву, чтобы показать в Наркомате Судостроительной Промышленности высокие качества проекта.
В Наркомате впечатлились. И ему поручили разрабатывать подводные крылья для торпедного катера проекта 123. Испытания должны были пройти в 1948 году в Севастополе. Для Алексеева, которому приходилось оббивать пороги начальства, чтобы получить деньги на свои проекты, военный бюджет стал большим подспорьем. В лаборатории был даже построен специальный бассейн, чтобы испытания можно было проводить круглый год. Одновременно Ростислав пользовался возможностью и разрабатывал корабли для гражданских нужд. Именно тогда он разработал корабль «А-7», прообраз пассажирской «Ракеты».
Шуба для жены и новая машина
На испытаниях торпедный катер достиг скорости 85 км/ч и Алексеев остался недоволен. Именно тогда он понял, что для высокой скорости придется изменить форму корпуса. Именно этим он и занялся, сделав в 1949 году катер «А-8» или «Лягушку». Он так назывался, потому что иногда подпрыгивал во время движения. Катер стал предвестником экранопланов, потому что именно изучая «А-8» Алексеев обнаружил эффект экранирования. То есть динамическую подушку, которая возникала на определенной высоте. Самолет из этой «подушки» было вырвать крайне сложно и для авиации эффект экранирования был проблемой. А вот Ростислав решил использовать его в свою пользу.
Кстати, военные оказались более чем довольны результатами испытаний торпедный катеров. Настолько, что в 1951 году Алексеев получил Сталинскую премию.
На Сталинскую премию Ростислав купил подушки и одеяла, которые продали за войну. А также шубу жене и машину «Победа». До этого он ездил на «Татре» и «Фольксвагене». Так Алексеев называл машины, которые собрал из деталей, найденных на свалке в Сормово. Ему нужен было добираться на работу, а общественный транспорт не работал. Сначала Ростислав смастерил велосипед с мотором, но тот взорвался. После чего Ростислав записался в мотоклуб, где ему дали трофейный «Харли-Дэвидсон». На нем он и ездил, пока не собрал машину.
Следующую свою машину, кстати, Алексеев купил с Ленинской премии. Это была Волга-21.
Экраноплан для Хрущева
ЦКБ вплотную занялось разработкой экранопланов и изучением эффекта экранирования. Первая действующая модель СМ-1 появилась 1961 году. Алексеев лично пилотировал ее во время испытаний.
Испытания Ростислав проводил на горьковском водохранилище. Все шло хорошо и осенью 1961 года она пригласил гостей из Москвы. Представителям министерства экраноплан понравился и было решено показать его главе государства. Экраноплан СМ-2 перевезли в Москву на Химкинское водохранилище и показали его полет Хрущеву. Никита Сергеевич впечатлился и отдал приказ выделить деньги на новые экранопланы. Благодаря этому удалось построить знаменитый экранолет «КМ» и испытательную станцию на Каспийском море.
Каспийский монстр
Так иностранцы назвали экранолет «КМ» длиной 92 метра с размахом крыльев в 40 метров. На самом деле название расшифровывается как «Корабль-Макет». Он не был образцом какого-то конкретного проекта, а выступал в роли научной лаборатории. Именно на «КМ» 15 лет отрабатывали элементы, которые потом применяли на практике. Подобные опыты были необходимы, потому что математически нельзя было точно высчитать как именно окружающая среда подействует на корабль. Погиб «КМ» тоже на испытаниях, В 1980 году. Вскоре после смерти главного конструктора.
Личная жизнь
Со своей женой Мариной Ростислав познакомился еще в институте. Она была на год младше и училась на химфаке. Поженились они после его возвращения из Ленинграда. Это было 6 июня 1941 года, за две недели до войны. Молодая семья первое время жила у тещи, но начало брака трудно было назвать счастливым. У них умерло двое детей. Один в родах, второй от порока сердца. У дочери Татьяны, которая родилась в 1944 году, тоже были проблемы со здоровьем. Врачи не были особо уверены, что она выживет. Но девочка не только осталась в живых, она закончила тот же институт что и отец. А потом пришла работать к нему в конструкторское бюро, где трудится до сих пор. Кроме Татьяны, у Алексеева был сын Евгений.
Алексеев любил семью, но важнейшую роль в его жизни занимала работа. Работоспособность Ростилава поражала всех его знакомых. По воспоминаниям семьи, его дважды отправляли в санаторий и оба раза он оттуда сбегал. У конструктора был строгий режим (отбой в 23:00 и подъем в 5:00), но при этом он очень любил красивые вещи и вкусную еду. Как главный конструктор он получал 400 р в месяц, поэтому вполне мог себе это позволить.
Как сказал один из его коллег:
Ростислав Евгеньевич жил в непрерывном поиске точки зрения по любому вопросу. Но его постоянно от этого отвлекали
Успел побывать он и за границей. В1965 году его отправляли в Англию на выставку достижений судостроения. Естественно, под чужим именем.
Рядовой конструктор Алексеев
До сих пор точно неизвестно, что именно послужило причиной опалы, но в 1965 году его сняли с должности Главного конструктора. Ростислав продолжил руководить бюро по разработке экранопланов, но и это продолжалось недолго. В 1974 году во время испытаний «Орленка» летчик не справился с управлением. У экраноплана отвалился хвост и Алексееву пришлось взять управление на себя. Он сумел спасти экранолет и экипаж, и вернуться на базу. В качестве награды Алексеева разжаловали в рядовые конструкторы и даже запретили присутствовать на испытаниях своих же машин. Правда, он все равно там бывал, пробираясь тайно с помощью знакомого летчика.
Но все это больно ударило по его творческому потенциалу. Ростиславу пришлось уединиться на какое-то время на базе в Чкалове, где он занимался спортом, гулял и рисовал. Вдохновение вернулось и Алексеев принялся за разработку второго поколения экранопланов. Новую модель но надеялся построить к открытию Олимпиады в Москве.
Смерть
О смерти знаменитого конструктора ходит множество противоречивых слухов. Кто-то говорил, что он получил травму
во время ремонта своей машины в гараже, другие утверждают, что Алексеев отравился угарным газом. Есть и те, кто считает, что его убил хулиган в парке.
На самом деле Ростислав погиб из-за своей работы. В 1980 году он присутствовал на испытаниях в Чкаловске, но по неосторожности получил травму, его слегка ударил скользивший к место пуска эранолет. Но Алексеев ничего особого не почувствовал. Он дождался конца испытаний, вернулся в ЦКБ, где проработал весь день, и только вечером пожаловался на боль в боку.
В больнице на Верхне-Волжской набережной, куда его отвезли с подозрением на аппендицит, не знали что с ним делать. Никто, включая профессоров и академиков, не мог поставить ему диагноз. На третий день Алексеев потерял сознание и ему пришлось делать срочную операцию. Выяснилось, что причиной плохого самочувствия был перитонит. В детстве Ростислав перенес дизентерию и на каком-то участке кишечника образовалась спайка. Из-за травмы спайка разорвалась. Алексееву пришлось перенести еще три операции, но спасти его так и не удалось. Он умер от плеврита, одного из осложнений, после того как развилась легочная и сердечная недостаточность.
Прощаться с конструктором пришла половина города. Похоронили Ростилава Евгеньевича на Бугровском кладбище.
Как вспоминает дочь Татьяна, на следующий день на служебной квартире отца она застала двух начальников ЦКБ, которые искали чертежи Алексеева. А многие документы из его кабинета пропали.
Удалось ли что-то сохранить?
За время жизни Алексеева на вооружение было принято несколько экранолетов. Это «Орленок», который должен был десантировать технику и людей, и «Лунь», оснащенный ракетами «3М-80 Москит». К сожалению, с наступлением Перестройки и позже развалом СССР, проекты прикрыли. Единственный сохранившийся «Орленок» стоит в музее ВМФ в Тушино. А «Лунь» долгое время простоял на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Сейчас его планируют поставить в парке «Патриот». Еще один экранолет такого типа стоит в ЦКБ.
Сейчас планируется строительство новых экранолетов «Чайка-2», которые бы перевозили людей и грузы, в том числе в условиях Северного морского пути. Но пока все остается в стадии разработки и желаний.
А пока по рекам продолжают курсировать корабли на подводных крыльях «Метеоры», «Кометы» и «Восходы».