В конце августа 1942 года войска 62-й и 64-й Армий с боями отходили на восток, к Сталинграду. Вместе с отступающими частями потянулись нескончаемым потоком беженцы. Почему-то чуть ли не до последнего момента медлили с эвакуацией колхозов и совхозов.
Дмитрий Иванович Соловьев, председатель совхоза XIII лет РККА, впоследствии вспоминал об эвакуации следующее.
Свой путь на восток его совхоз начал еще из-под Харькова. Временно остановились возле станции Прудбой, почти в 60 км от Волги. Что делать дальше? Чтобы быть в курсе событий, поддерживали связь с войсками. Особенно колхозники опасались немецкого прорыва и, как его следствия, плена.
К счастью, рядом располагалась танковая бригада, командование которой делилось с Соловьевым информацией о положении немцев. Но однажды утром этой бригады не оказалось на привычном месте. А днем прилетел немецкий самолет, сбросил бомбу для устрашения и раскидал листовки с призывом не уходить за Волгу, а сдаваться. Люди встревожились. Надо было срочно уходить.
В ночь на 28 августа колонна выдвинулась к Волге. По дороге встретили минирующих дороги и мосты саперов. Их командир рассказал, что немцы прорвали фронт, что есть только один свободный путь на восток – на Рогачик. Продолжили путь до рассвета.
С первыми лучами солнца показались немецкие самолеты. Люди прятались в канавах, стогах сена весь день. Труднее было прятать технику но и с этой задачей справлялись при помощи бурьяна и травы. Лошадей укладывали при появлении самолетов и не давали вставать. Скот угнали заблаговременно, за несколько дней до немецкого наступления. Один из колхозников, Осип Сериков, нашел в дороге винтовку с патронами и решил подбить немецкий самолет. В результате сам был убит осколками авиабомбы.
Продолжили движение с наступлением темноты. Местные подсказали, что путь надо держать на Басаргино – единственный свободный разъезд. Все вокруг занято немцами. Всю ночь торопились. Утром были уже за Басаргино. А днем снова налетели немцы. От их налета погибли женщина и двое детей…
Далее шли на Воропоново. Успели проскочить к Волге перед самым носом у противника. Пока ждали очередь на переправу, люди сидели в подвалах. Бомбежки не прекращались ни на час.
Когда уже утратили надежду на спасение, в подвал зашел солдат и позвал на переправу. Переправившись через Волгу, узнали судьбу работников, отправленных эвакуировать скот. Те благополучно погрузили скот в эшелон, но на разъезде Средняя Ахтуба его разбомбила немецкая авиация. Было очень много жертв среди солдат. Выводя скот из горящих вагонов, от огня и осколков авиабомб погибли также 14 рабочих колхоза, еще 8 были ранены.
19 мирных людей погибли за три дня от налетов немецкой авиации. И кто-то будет еще писать о воздушных рыцарях вермахта? Нельзя забывать то, что творили на нашей земле фашистские изверги. И никто не имеет права оправдывать их действия.