г. Бобруйск
11 октября 1947 г.
(документ находится НАРБ. Ф. 861. Оп. 1. Д. 2. Л. 165–166. Копия)
[…] ВОПРОС. Что вам известно о чинимых злодеяниях немецко-фашистских войск в период оккупации Октябрьского района?
ОТВЕТ. Мне известно то, что в период оккупации нашего района немецкими войсками население деревень Карпиловка, Рудня, Лавстыки, Ковали было почти полностью уничтожено, скот, продукты и имущество ими было разграблено.
ВОПРОС. Расскажите подробно о расстреле жителей вашей деревни Карпиловка немецкими войсками.
ОТВЕТ. Это было весной 1942 года, примерно в апреле месяце, в нашу деревню въехал немецкий карательный отряд, численностью примерно более 300 человек. Эти немцы окружили нашу деревню и затем согнали все население – детей, женщин, стариков и мужчин в деревенский клуб. Затем нам всем предложили показать партизанские семьи, но среди нас не нашлось ни одного человека, который бы промолвил хотя бы одно слово. Тогда немцы нас выводили в рядом стоящий сарай по 10 человек и стали расстреливать. Как только мы услышали выстрелы, то все стали плакать. В этом клубе было две двери, одна из них охранялась, другая нет. Вот я с несколькими человеками (прим. так в тексте), один мужчина и несколько женщин, через эту дверь выползли и убежали. Оставшиеся в этом клубе были все поочередно расстреляны в сарае. Этот сарай немцы с трупами подожгли, и он сгорел с людьми. В этот день были расстреляны мой сын и отец. После этого через два дня этот же карательный отряд вновь собрал оставшихся жителей от первого погрома, загнали в сарай крестьянский и таким же образом сперва расстреляли, а затем сожгли. Я в этот день тоже был пойман, но мне удалось опять бежать, я спрятался в сарае возле стены, но немцы, заметив, что я сюда убежал, подожгли этот сарай и я в дыму выскочил из-под стены и вновь спрятался в дровах. После этих погромов немцы из нашего села уехали и все имущество, скот, продукты забрали с собой, а что им не нужно было – они поломали. В этот период деревню немцы не сожгли, она была сожжена позже от бомбежки.
После этих погромов мне с несколькими человеками (прим. так в тексте) пришлось все сгоревшие трупы убирать и хоронить. Во второй погром у меня погибли две дочери. После похорон я ушел в лес к партизанам и находился там до освобождения территории Красной Армии.
ВОПРОС. Сколько человек было сожжено и расстреляно жителей деревни?
ОТВЕТ. Всего было сожжено и расстреляно жителей дер. Карпиловка, точно не знаю, но, наверное, человек 500.
ВОПРОС. Известно ли вам, что немцы такие зверства в то время проводили в других деревнях?
ОТВЕТ. В те дни немцы таким же образом порасстреляли жителей деревень Лески, Лавстыки, Рудня, Ковали, Хвойня, Вежин, скот, имущество этих граждан ими было разграблено, деревни были сожжены полностью. Я это знаю потому, что эти деревни расположены вблизи от Карпиловки и мне было видно, как они горели. И знаю тому*, что уцелевшие жители этих деревень ушли в лес к партизанам, где был и я, они нам рассказывали.
ВОПРОС. Не знаете ли вы, кто руководил этими операциями, или кого-либо из участников немцев?
ОТВЕТ. Кто руководил этими операциями я не знаю, а также не знаю никого из участников немцев […]