Урок 4 (для начинающих банковских клерков)
И снова, здравствуйте, коллеги!
Ну что, поздравляю вас всех с окончанием лета и приходом отдохнувшего начальства из отпуска. Теперь движуха в офисе значительно ускорится. Начнут считать показатели по выполнению плана, а он как-то "провалился". Пойдут крики, стоны, слезы, мольбы. В общем с "началом" трудового осеннего хаоса! В сентябре обычно происходит кадровая ротация.
Кто-то "уходит" сам, а кого-то "уходят" по распоряжению руководства. Некоторые счастливчики - занимают вышестоящие должности ушедших. В общем на рынке появляется много вакансий. И здесь главное - не упустить свой шанс занять должность, о которой ты, камрад, мечтаешь. Если ты думаешь куда податься, а не знаешь куда, тогда я опишу банковские направления, которые, возможно, будут тебе интересны. Исходи из своих амбиций и опыта работы. Подумай, оцени возможности и принимай решение.
Итак, банковские "блоки":
- Корпоративный бизнес (Корпорат);
- МСБ (малый и средний бизнес). Те же яйца, только вид с боку. В плане развития бизнеса ничем от "корпа" не отличается, разве что зарплатами. В МСБ они меньше.
- Микробизес (его частенько загоняют в МСБ);
- Розница (работа с физиками);
- Транзакционный бизнес (это "доход" от НЕ кредитных продуктов. Работает как с корпом так и с МСБ;
- Международное финансирование (двигает "свои" продукты и в корпе и в МСБ);
- Дилинг (ценные бумаги и валюта). Мутная тема, для сильно продвинутых челов. Клиенты на 70% продуктов этих товарищей не понимают.
В общем по "верхам" все. Остальные подразделения банка: кредитчики, рисковики, юристы, залоговики, методологи... чисто обслуживают подразделения, которые я указал выше.
Но, обслуживающие подразделения - это отдельный разговор. Некоторые из них: кредитчики, рисковики и юристы настолько круты, что без их "заключений" ни одна сделка по "юрикам" не может быть реализована.
А теперь подробно пройдемся по каждому "блоку". Разберём, как каждый из них работает, а также все плюсы и минусы, если ты, камрад, захочешь там трудиться.
1. "Корпоративный блок"
Из всех вышеперечисленных направлений "корпорат" - самый крутой, т.к. именно он генерит для банка основную доходность.
Его задачи: поиск и привлечение крупных корпоративных клиентов. В каждом банке своя сегментация по "крупняку". У мелких банков это могут быть клиенты с годовой выручкой от 3 млрд. руб., а у ТОПовых и от 30 млрд.р.
Что впаривают клиентам:
- Кредитование. Это в первую очередь. От простых кредитных продуктов в виде овердрафта ("короткие" деньги), до сложных. Например - проектное финансирование ("длинные" деньги). Если у клиента есть ВЭД (внешне-экономическая деятельность), клиента нахлобучивают продуктами международного финансирования, но об этом позже расскажу.
- Банковские гарантии. Их некоторые относят к кредитным продуктам, но я с этим категорически не согласен. Банк не даёт клиенту денег, а выступает с неким поручительством. Типа клиент обещал, какой-то организации, что-то сделать (как вариант...мост построить), а банк подписывается за "базары" этих товарищей. И если клиент, взяв с подрядчика аванс, вдруг возьмёт и его кинет (не построит мост), то банк покроет подрядчику стыренные бабули, а потом найдет "кидальщика" и надерет ему уши, возможно паяльником.
- Транзакционный бизнес. Если клиент "берет" у банка деньги, то обычно должен перевести часть своих расчетов в кредитующий банк. Т.е. через банк должны крутиться лавандосики клиента, которые дают возможность зарабатывать на "денежных остатках". Эти "остатки" загоняются на Биржу и там "продаются" банкам-бедолагам, у которых проблемы с собственной ликвидностью. У транзака есть много специфичных технических решений (продуктов) для клиента, но о них позже. Однако, дорогой товарищ, расслабься. У ЭТОГО подразделения есть свой "продавец". Данный сотрудник будет нести всю ответственность по своему направлению, как перед клиентом, так и перед твоим "клиентским блоком".
Камрад, вероятно я тебя сильно грузанул, только честно скажи? Почему я это делаю? Отвечу.
Я хочу, что бы ты раскинул мозгами и понял, а готов ли ты в моменте проситься арбайтен в "корпорат"? Там ведь времени на раскачку не будет. И если ты, по незнанию, косанешь, то на половцев и печенегов свалить свой залет не получится. Тебя сразу "расстреляют".
Но если ты "погружен" в вышеперечисленные темы хоть теоретически и понятие EBITDA не режет уши, то идём дальше.
Что ещё "продает" клиентщик:
- Продукты "розницы". Тебя, в основном будет волновать только зарплатный проект с Клиентом. Но здесь тоже выдохни. У каждого розничного направления также есть персональный сотрудник (менеджер). После первичных переговоров ты его запряжешь отрабатывать "тему".
В общем с клиентом встреча произошла, наметились перспективы к сотрудничеству. Далле ты должен запустить процесс отработки заявки, но это не сложно. Опускаем этапы согласования кредитной заявки с обеспечивающими подразделениями. Как я говорил ранее - это кредитчики, риски, юристы и залоговики. Все тебя будут "иметь" своими вопросами/запросами, но здесь ты справишься, я в тебя верю! Как апофеоз - ты выдашь кредит клиенту и будешь молодец!
А теперь о плюсах твоей работы в "корпорате":
А). Зарплата . Она будет выше, чем у твоих коллег из других блоков с учётом, что у вас одна должность. Если брать банки ТОП-10, то ЗП стартует от 130 т.р. gross. На меньшее не соглашайся - это разводняк. Конечно с условием, что ты хорошо знаешь теорию, но без практики.
Что есть теория. Ты в курсе как "читать" бухгалтерский баланс "вертикально" и "горизонтально". Ты знаешь минимум 10 коэффициентов анализа хозяйственной деятельности юридического лица (ликвидность, рентабельность, независимость итп) и способен их сам посчитать по бухгалтерской отчетности.
Если у тебя уже есть опыт работы (корп, МСБ), то твоя ЗП может составить на рядовой должности клиентщика около 250 рублей (грязными). Плюсуй к ЗП и премии. Если выполнил план, она составит от 1 до 2 окладов ежеквартально.
На начальном этапе, если у тебя нет опыта, на встречи с клиентом ты будешь ездить с более опытными товарищами. Они тебя всему научат. Когда станешь "самостоятельным" и пойдешь в свободное плавание, то можешь иногда и расслабиться (слегка задвинуть работу). Как это? Назначаешь с текущим клиентом встречу (по телефону предварительно с ним все обсудив) и едешь домой или по своим делам скажем с 15 часов дня.
Запомни, клиентщики, да ещё и с "базой" в любом банке на вес золота. Если текущий банчок тебя достал, смело переходи в другой. Главное, спроси на собеседовании уровень текущих ставок по кредитным продуктам и условия выдачи. Ибо если у клиента текущая ставка по оборотному финансированию 10%, а в другом банке тоже самое под 12%...хрен ты клиента перетащишь. И выгонят тебя пинком под зад очень легко.
А теперь минусы. Клиентщики обычно сидят на работе до 20 часов вечера, а иногда и больше. Да, у них постоянно аврал. Косяки практически не прощаются. Крупные клиенты сильно разбалованы и, если что не так, будут стучать ОЧЕНЬ большому руководству (вспомни "эффективных менеджеров" в предыдущем Уроке). Будь к этому готов.
Ну в общем по корпорату все, если глобально подходить.
- Малый и средний бизнес (МСБ).
Камрад, лови бонус! По работе все абсолютно тоже самое, что я описал выше про корп. Только ЗП и премии процентов на 25- 30% меньше.
Продолжение 4 урока следует...
Держись, коллега! Будут вопросы пиши...разберем ситуацию
Другие мои статьи можно прочитать вот здесь