Из воспоминаний адмирала Шестакова (том 1, стр. 77-78):
«…Государь (Николай I – В.К.) считал себя великим архитектором и знатоком искусства, и всё подчинялось этой иллюзии. Самый художнический талант не смел проявляться в свободных формах; ему указывалось поприще; его окаймляли известной рамой. Таким мучеником насилия в искусстве был Айвазовский, в это время выставивший первые специальные картины свои. Я ездил любоваться ими в Феодосию.
Не знаю, какой прибрежный вид Айвазовского обратил на него высочайшее внимание. Вдохновленный взгляд тогда ещё истинного художника ловил в воздухе, на небе и на воде скоротечные прелести и гармонически соединял их в той же картине. Не мог не поймать её прелестей взгляд, от которого ничто не укрывалось; только Николай Павлович подметил в ней излишнюю ширь и тотчас заключил её в известные пределы. Айвазовский был сделан штатным морским живописцем, его одели в нарочно измышленный мундир, заставили писать то, что требовалось, и кисть, осмелившуюся выка