Существует исторический миф о немецком происхождении русских колбас. Мол, пригласил заграничных колбасников Пётр I, чтобы европейские гастрономические привычки они прививали в России. Так и начали делать колбасы сначала немецкие прасолы, а затем и свои - доморощенные - переняли у них технологии, рецепты и потеснили учителей.
Однако, берестяная грамота, найденная в Великом Новгороде, отодвигает начало истории русских колбас в глубь веков - по меньшей мере на шесть столетий. Грамота №842 (все берестяные письменные источники пронумерованы), датированная примерно 1120-1140 годами и сохранившаяся полностью, содержит такие слова:
От дьяка и от Ильки. Вот мы [двое] послали 16 лукон (очевидно, меда), а масла три горшка. А в среду две свиньи, два хребта (видимо, хребтовая часть туши), да три зайца и тетеревов и колбасу, да два коня, причем здоровых.
Слово "кълъбасоу" понять не трудно и без перевода с древнерусского: оно очень похоже на современное "колбаса". Здесь как раз возникает сомнение ещё в одном мифе, на сей раз - в происхождении слова "колбаса". Его звучание намекает на тюркские корни, но в то время Великий Новгород не мел тесных сношений с тюркскими народами. Зато город входил в Ганзейский союз и тесно торговал с Северной Европой. а новгородцы не имели тесных контактов с тюркскими народами, но зато активно торговали с северной Европой.
Учитывая имевшиеся в то время культурные и экономические связи Новгорода, ученые склонны искать этимологию слова "колбаса" в древнеславянском языке. Первая часть его, согласно гипотезе, имеет общеславянское происхождение, а вторая – заимствованная.
Других источников, свидетельствующих о распространении колбасы после XII века и вплоть до середины XVI века не сохранилось. Соборное уложение или т.н. Стоглав, вышедший в 1551 году стал сводом законов не только церковной, но и светской жизни.
Во исполнение требований шестого Вселенского собора Стоглав Ивана Грозного постановил:
Возбраняется всем православным удавленины и крови ясти, сиречь колбасы.
Подробнее можно прочесть о запрете колбасы здесь: https://ridus-ru.turbopages.org/ridus.ru/s/news/344547
В глазах Церкви колбаса кроме всего прочего, ассоциировалась со временами язычества, поэтому ее употребление в пищу на Руси, мягко говоря, не приветствовалось.
Реформа церкви, проведенная патриархом Никоном во второй половине XVII века ослабила влияние духовенства на светскую жизнь и гонения на колбасу прекратились. В конце XVII веке поселенцы из Германии открыли в Москве (в Лефортово) колбасные мастерские, которые вырабатывали продукт сначала для немецких колонистов, а затем к ней приобщилась и русская знать.
По мере того, как популярность колбасы среди коренного населения росла, у немецких мастеров появились русские ученики. Так сложилось, что они все происходили из города Углича, поэтому дальнейшая история развития колбасного дела в России неотделима от имени города. Но это уже совсем другая история.
В статье использован материал портала kemed.ru
Фото "Яндекс картинки"
Другие статьи на "Мясмедиа" об истории колбасного дела в России:
Прасолы земли Русской