Найти в Дзене
Леди Монтегю

Каждый из них погряз в любовном треугольнике или Что общего между Некрасовым и Маяковским?

Биографом Маяковского Дмитрием Быковым в одном из интервью была в озвучена прелюбопытная мысль, что Маяковский типологически – инкарнация Некрасова. Быков, конечно, пояснил, что он имеет в виду на примере: Некрасов так же, как и Маяковский, любил чужую жену, и так же, как певец революции, жил третьим, но не лишним в чужом супружеском гнездышке. Не знаю, как типологически, но я бы не удивилась, узнав, что Маяковский и был Некрасовым в прошлой жизни. Ведь не только ситуации из жизни в жизнь повторяются, пока не будут разрешены благостно, но и талант, мастерство не берутся из ниоткуда и никуда не деваются, а, напротив, крепчают и совершенствуются из жизни в жизнь, согласно закону эволюции. Так или иначе, но ситуации, в которых оказались Некрасов и Маяковский, будто писаны под копирку. Разница лишь в том, что Некрасов жил в 19 веке, а это уж как-то далековато от нас, а посему мы об этом меньше знаем, мало знаем или не знаем вовсе. И в школе мы изучали биографию Некрасова исключительно как

Биографом Маяковского Дмитрием Быковым в одном из интервью была в озвучена прелюбопытная мысль, что Маяковский типологически – инкарнация Некрасова. Быков, конечно, пояснил, что он имеет в виду на примере: Некрасов так же, как и Маяковский, любил чужую жену, и так же, как певец революции, жил третьим, но не лишним в чужом супружеском гнездышке.

Не знаю, как типологически, но я бы не удивилась, узнав, что Маяковский и был Некрасовым в прошлой жизни. Ведь не только ситуации из жизни в жизнь повторяются, пока не будут разрешены благостно, но и талант, мастерство не берутся из ниоткуда и никуда не деваются, а, напротив, крепчают и совершенствуются из жизни в жизнь, согласно закону эволюции.

Так или иначе, но ситуации, в которых оказались Некрасов и Маяковский, будто писаны под копирку. Разница лишь в том, что Некрасов жил в 19 веке, а это уж как-то далековато от нас, а посему мы об этом меньше знаем, мало знаем или не знаем вовсе. И в школе мы изучали биографию Некрасова исключительно как певца народа. В отличие от Маяковского, в жизнеописании которого чужая жена Лиля Брик худо-бедно, но все-таки присутствовала. А вот современники личную жизнь и нравственный облик Некрасова обсуждали и осуждали не меньше, а, может быть, даже и больше (все-таки 19 век), чем мы сегодня обсуждаем и осуждаем Маяковского (в среде его современников на заре советской власти царили другие нравы, поэтому тогда к любви на троих относились, прямо скажем, проще и легче).

А вот Некрасов для своего времени был просто невероятным каким-то революционером в вопросах любви и отношений. Да, он полюбил чужую жену (такое случается) - супругу писателя Ивана Панаева Авдотью Панаеву, которую встретил году на одном из поэтических вечеров.

В том, что поэт влюбился, не было ничего удивительного: Панаева была хороша собой, настоящая красавица, одна из самых очаровательных дам Петербурга. К тому же еще умна, образованна, талантлива. Да в нее, по правде говоря, все влюблялись. Не миновала сия участь, к примеру, самого Федора Михаловича Достоевского. Да и часто бывавшие в литературном салоне, который Панаева держала вместе с мужем, Тургенев, Добролюбов, Чернышевский, Белинский тоже не сводили с красавицы очарованных глаз.

Но Авдотья Панаева ни-ни. Она все-таки жила в 19 веке и была строгих правил. Это вам не Лиля Брик. Тем не менее, 26-летний Некрасов сумел-таки добиться ее расположения. Он оказался настойчивее своих собратьев по перу и приложил немало усилий, чтобы обратить на себя внимание этакой красавицы и умницы, которая, несмотря на то, что муж ее был гулякой и повесой, изменял жене направо и налево (прямо как Ося Брик), будучи женщиной благовоспитанной и порядочной, хранила ему верность.

Поначалу Авдотья Панаева не принимала ухаживаний Некрасова, а он страдал и даже пытался свести счеты с жизнью. А потом Николай Алексеевич все же добился ее расположения. После того, как поэт покорил даму сердца, влюбленные больше не стали скрываться, и Некрасов точно так же, как Маяковский, начал жить гражданским браком с Панаевой под одной крышей (не падайте в обморок) с ее законным супругом!

А что же супруг? А ему, как и Осе, было все равно, он совершенно равнодушно взирал на любовные отношения своей жены с Некрасовым, который, равно как и Маяковский, закатывал время от времени сцены ревности. И продолжалось такое на протяжении 16 (!) лет, пока не умер Панаев.

История эта, понятное дело, обрастала слухами и сплетнями. Современники осуждали Некрасова, который жил с чужой женой в чужом доме, да еще и закатывал законному супругу своей любовницы сцены. Близкие друзья от него отвернулись. Даже карикатуры появились на странную троицу, игравшую в любовь на троих.

Карикатура на Некрасова и Панаева. Фото из открытых источников
Карикатура на Некрасова и Панаева. Фото из открытых источников

Между тем, Некрасов преспокойненько вел дела с Панаевым. Вместе они приобрели журнал "Современник" и вместе выводили его на уровень самого прогрессивного издания русской словесности.

Редакция журнала "Современник": Авдотья Панаева, Николай Некрасов, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, Иван Панаев. Художник Олег Дмитриев. Фото из открытых источников
Редакция журнала "Современник": Авдотья Панаева, Николай Некрасов, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, Иван Панаев. Художник Олег Дмитриев. Фото из открытых источников

Так же ведь и Осип Брик вел общие дела с Владимиром Маяковским, который был счастлив рядом с Лилей – женой Осипа. Точно так же был счастлив и Некрасов рядом с Авдотьей Панаевой – женой Ивана Ивановича. Творческие натуры, они прямо-таки вдохновлялись друг другом. Долгое время Некрасов и Панаева писали в соавторстве, подписывая свои работы «Н. А. Некрасов и Н. Н. Станицкий» (Станицкий – это псевдоним Авдотьи). Создали романы "Мертвое озеро" и "Три страны света", пользовавшиеся популярностью у читателей. У них даже родился общий ребенок, который, к сожалению, был слаб здоровьем и прожил совсем недолго...

Все закончилось, когда умер супруг Авдотьи Иван Иванович Панаев. Похоронив мужа, она вскоре рассталась с Некрасовым и вышла замуж за молодого литератора, секретаря «Современника» Аполлона Головачева, который был моложе жены на 11 лет. Это событие стало поводом для шуток острословов, которые не преминули заметить, что Панаевой удалось женить на себе весь "Современник".

А что же Некрасов? Он пострадал-пострадал, да и успокоился. Потому что его с Авдотьей отношения уже давно зашли в тупик, набили оскомину, стали пресными и привычными. Некрасов, столько лет не перестававший ревновать Панаеву, которая все же оставалась чужой женой, со временем и сам потихоньку начал искать утешение на стороне. Но пока был жив Иван Иванович... Вот и получается, что это он, Панаев, был цементирующим звеном в этом странном союзе. Пока он был жив, существовали интрига, запретный плод, который так сладок, разыгрывались страсти-мордасти, жизнь бурлила. И вдруг он умер, и все пропало...

Интересно, а как бы сложились отношения Маяковского и Лили Брик, если бы поэт пережил Осипа?