Средства массовой информации вещают, что монополизация газового рынка ПАО «Газпром» привела к стабилизации цен на природный газ внутри страны. Индексация происходит либо на уровне инфляции, либо ниже инфляционного уровня. У обывателей это вызывает горькую усмешку – цены на баллонный газ за лето выросли с 1200 руб. за баллон до 1950 рублей. Региональные власти обещают компенсировать какую - то часть. Откуда появятся средства на это? Да опять снимут с дорожного строительства, хотя региональные дороги больше похожи на танкодромы.
В нефтянке же наблюдается вообще нездоровая конкуренция, от которой в первую очередь страдают простые граждане.
Рост цен на бензин в последнее время стал просто неприличным. Министерство энергетики отчаялось уговаривать нефтяные компании снизить стоимость топлива для внутреннего рынка и приняло решение обратиться к правительству с требованием запретить экспорт бензина. Эксперты полагают, что даже столь радикальная мера не заставит НПЗ пойти на снижение цены: производители попросту оставят потребителя без товарного топлива.
Цены на бензин, несмотря ни на что, продолжают ползти вверх. В качестве причин эксперты называют продолжающееся повышение мировых цен на нефть (в частности, на наше чёрное золото марки Urals), а также ослабление валютного курса рубля к доллару. Такая ситуация делает вывоз бензина крайне выгодным. На это накладывается, помимо всего прочего, сезон летних отпусков в условиях масштабных ограничений на авиационные перелёты в связи с пандемией коронавирусной инфекции – значительно возрастает спрос на топливо. Кроме того, ряд крупных нефтеперерабатывающих предприятий продолжает технические ремонтные работы, традиционно проводимые в летний период.
Министерство энергетики России пыталось всеми доступными способами ограничить цены на бензин внутри страны, однако рыночная конъюнктура говорит о том, что из этого ничего не вышло. Удорожание бензина (5,2% с начала 2021 года) идёт неприемлемыми темпами – выше уровня инфляции (потребительская инфляция за аналогичный период составила 4,6%). Оптовые цены на бензин подросли на 20–25% и больно ударили по независимым автозаправочным станциям, привели к низкой маржинальности сбытового предпринимательства.
Весь июль ведомство пугало нефтяников запретом на экспорт бензина, чтобы компании пошли на снижение котировок. Но даже специалисты не верили в реальность внедрения такой радикальной меры: последний раз ограничения подобного рода вводились аж десять лет назад, в разгар международного финансово-экономического кризиса. Тогда кабинет министров ввёл заградительную пошлину для экспорта бензина и нафты (продукт переработки нефти, получаемый при перегонке нефтяного сырья) в размере 90% от пошлины на чёрное золото. Применение такого сдерживающего механизма обсуждалось и три года назад, когда ситуация с ценообразованием вновь стала ненормальной. По итогу приняли решение заключить с нефтяными компаниями соглашения о заморозке стоимости бензина для стабилизации рынка.
Тем не менее угроза принятия резких мер на сегодня не кажется чем-то абсолютно нереальным. Более того, всё уже перешло в практическую плоскость. Министерство энергетики во главе с Николаем Шульгиновым официально запросило правительство ввести запрет экспорта бензина в ускоренном порядке, чтобы не допустить катастрофического роста цен и не вызвать массового возмущения граждан диким подорожанием на автозаправочных станциях.
Часть экспертного сообщества не видит оснований для снижения цен даже в случае ограничения вывоза. Дело в том, что если разрешат экспортировать прямогонный бензин (то есть ту самую нафту), нефтепереработка просто-напросто переключится на её производство и оставит отечественные АЗС без обыкновенного бензина. Если будет запрещён и вывоз нафты, внутренний рынок окажется перенасыщен: Россия производит 1,75 миллиона тонн нафты в месяц, а ежемесячная потребность в ней не превышает 600 тысяч тонн. Нефтепереработчики могут вообще остановить работу и оставить русского потребителя ни с чем.
Самой разумной мерой для решения проблемы с ценами на бензин является постепенная монополизация нефтяной отрасли государством. Этого слова боятся, как огня, либералы, но в нём нет ничего плохого – это просто инструмент, рычаг.
Я, как обыватель , мечтаю, чтоб это произошло как можно скорее.