Не успела я из Москвы уехать, а там уже вовсю изменения, да еще какие! Культурные! Пятнадцатого августа на Болотной набережной установили "Большую глину номер 4" - произведение швейцарского скульптора Урса Фишера. Скульптура является ярким представителем искусства авангардизма - гигантский слепок глины с отпечатками человеческих пальцев на нем, по словам автора, должен символизировать "первобытный голод", о котором он вспомнил, глядя на свою новорожденную дочь. Впечатляет, не так ли? Однако москвичи, как и многие критики, такой подарок не оценили и уже неоднократно приводили с "Глиной" далеко не самые лестные аналогии. О ней так же высказалась министр культуры России Ольга Любимова во время своего выступления на просветительском форуме "Новое знание", который открылся в минувшую среду в Нижнем Новгороде.
"С точки зрения искусства, мое сердце никак не дрогнуло при виде этой скульптуры", - призналась Ольга Любимова.
И действительно: последние пару лет в скульптуре, как и в любом другом искусстве, наблюдается любопытная тенденция не заставить неискушенного зрителя что-то понять или почувствовать с помощью своего творения - это уже как будто бы слишком скучно и вообще "пережиток прошлого" - а привлечь общественное внимание. Нынешние деятели искусства словно стремятся выдать что-то эдакое - странное и местами даже чересчур абсурдное - чтобы об этом наверняка заговорили в СМИ, а потом, на волне обсуждения, можно было если что продать свое детище подороже.
Взять, к примеру, нашумевшую "Аленку" - подарок жителям города Нововоронежа на 250-летие города. По задумке создателей, это должен был быть памятник основательнице Нововоронежа Алене, а получилось не то "зомби", не то "жертва COVID-19, не то сама "Русская смерть", как о скульптуре активно отзывались в Интернете. Впечатлительные горожане быстро потребовали демонтировать произведение искусства, что, если и расстроило авторов, то совсем ненадолго, ведь тут же нашлось немало желающих выкупить сие творение - на участие в аукционе было подано более 50 заявок. (Среди них даже был бывший продюсер группы "Ласковый Май" - Андрей Разин.)
Еще большей критике подвергся постамент на Аллее Друзей в Новосибирске. На нем изображены трое друзей - два парня, которые запускают воздушного змея, и девушка, играющая с собакой. Казалось бы, задумка хорошая и отлично соответствует названию аллеи, на которой она расположена, но пронзительные взгляды персонажей наверняка еще долго не будут давать жителям Новосибирска спокойно спать. Внешний вид “друзей” тоже вызывает немало вопросов: тут и лица, вызывающие эффект Зловещей Долины, и несуразные пропорции тела, например, шея девушки выглядит очень жилистой и напоминает шею борца ММА. Местный краевед Константин Голодяев был очень сильно возмущен инсталляцией и даже назвал ее “убожеством”. Правда, он так же отметил, что это “убожество” и к авангарду мало отношения имеет, но мне лично нравится думать, что это современное искусство в чистом виде!
А как Вам следующее творение? Если у Вас возникли проблемы с идентификацией данного персонажа, то я вам с радостью помогу: это - “Радушный кентавр” из Пензы. Автор скульптуры объяснил, что его кентавр - это “Контактная инсталляция” и все желающие залезть к чудо-зверю на спину тут же увидят его лучезарную улыбку и распростертые объятья. Именно по этой причине человеческая часть кентавра повернута на 180 градусов. А вот объяснение зияющей дыры в его спине? груди? найти не удалось, но я смею предположить, что так автор раскрыл не только объятья своего героя, но и душу с сердцем! Стоит ли говорить, что горожане не только не оценили творческий порыв автора, но и возмутились почти двум миллионам рублей бюджета, которые были на него выделены?
Напоследок предлагаю отойти от странных форм и оригинальных задумок и перейти к вопросам этики и морали. К 75-летию Дня Победы в Сергиевом Посаде был установлен памятник выпускникам 1941-го года, на которым изобржены кружащиеся в вальсе юноша с девушкой. И вроде все в этой скульптуре прекрасно: и идея, и посыл - герои танцуют и даже не подозревают, что уже следующим утром начнется война - и выглядит они очень даже живыми и похожими на людей. Однако в этот раз жители города тоже были крайне возмущены исполнением творческой задумки: у героини сквозь платье отчетливо видны… соски. Причем только у нее. Для чего их так подчеркивать, если девушка одета? Еще больше вопросов вызывает тот факт, что автором скульптуры является православный священник Евгений Антонов - почему он решил подчеркнуть именно эту деталь? Оказывается, женщина у него - это “символ жизни, мира и счастья”, а сама инсталляция - “аллегория молодости и свежести”. Верить ему на слово или нет - решать вам, но в скором времени, к счастью, скульптура приобрела более культурный вид.
Вот такая интересная подборка получилась! Кстати, если хочется побольше узнать о культуре и искусстве, настоятельно рекомендую посмотреть трансляцию марафона “Новое знание” в Нижнем Новгороде, организаторами которого выступает Российское общество “Знание”. Там как раз проходит форум, посвященный истории и культуре - выступают и общаются со зрителями известные спикеры: преподаватели, режиссеры, музыканты. Форум проходит с 1-3 сентября, успей подключиться!