Хяргас-Нуур - реликтовый водоём, представляющий собой систему двух озер - тупикового солёного и проточного пресного. Перемычка между озёрами всегда казалась мне ключевым местом экспедиции. Проблема заключалась лишь в том, что к перемычке очень трудно подъехать. С запада и востока все подъезды к ней - зыбучие пески. Угробить в них машину - дело 10 минут. А вот как потом возвращаться обратно и кого звать на помощь? Связи на озере нет, до ближайших посёлков - день пути на внедорожнике.
Но зато есть погодный фактор. Во вторую экспедицию я не решился ехать на перемычку, даже имея две машины. Над озером гремели страшные грозы, а над перемычной, она называется протокой Нурын-Холой, они были особенно впечатляющими. Небо над протокой становилось чёрным, а удары молнии были такими, каких я не видел за всю жизнь. Но если бы у меня в то время были снимки подобные тем, что я публикую в этой статье, я бы поехал на протоку, не взирая ни на какие препятствия.
В этой статье я покажу вам следы загадочного хозяина Хяргас-нуура. Они, как это часто бывает в таких случаях, сфотографированы мимоходом и сначала не показались чем-то важным. Так бывает. Но один факт, и вся груда фотографий, в том числе случайных и проходных, внезапно становится грудой сокровищ.
На протоку мы прибыли под вечер, еле-еле прорвавшись джипом через очень опасные пески. Сначала заехали на узкое место. Там кружили дикие стаи комаров, а на камнях виднелись стреляные гильзы от автомата Калашникова. Гильзы я взял с собой, а вот от комаров пришлось спасаться.
Петляя крутыми барханами, мы спустились к середине протоки. Комаров уже не было, машина проваливалась, но широкие шины держались на грунте. Здесь какой-то монгол забил стальной шкворень, который прошёл в 15 см от обоих колес левого борта. Видимо, лет двадцать назад он крепил здесь юрту, шкворень ушёл в песок, а вот сейчас - выплыл. У меня похолодело внутри. Ведь в Монголии это как в космосе. Помните песню? "Если что-то мы забудем, вряд ли звёзды примут нас". Вот так и здесь. Любое происшествие подобное рода угрожает быть последним в твоей жизни. Одна запаска у меня была. А вот второй - не было.
А может, это был не шкворень, а рукоятка древнего меча? Надо было конечно разрыть песок. Но в Монголии надо сделать столько всего, что успеть невозможно. Я не сделал даже фото, о чём жалею. На трясущихся ногах я спустился к протоке и первым делом нашёл следы огромных когтей, которые не раз демонстрировал. Ого, а здесь интересно, сказали друг другу участники экспедиции. Но утром нашлось ещё кое-что, что я не демонстрировал ни разу. Об этом и статья.
Переночевав, мы разделились. Один человек пошёл по берегу в сторону солёного озера. Двое - в сторону пресного. Мы договорились фотографировать всё, что лежит, движется, ползёт, булькает, стоит или плывёт. Кстати, в протоке очень мощное течение. Несёт там не по-детски. Протока то расширяется, то сужается, то делает залив. И вот в одном из расширений, я увидел и сфотографировал следы на илистом скосе дна.
Я отложил их подальше только потому, что сам в них не поверил. По илистому топкому берегу прошёл ... бронтозавр. Причём, не просто прошёл когда-то в доисторическую эпоху, а прошёл, пока мы спали в палатках в 300-400 метрах от этого места.
Это был не верблюд, не конь и не бык. Во-первых, животных на протоке в эти дни не было. А во-вторых, любое из сухопутных животных там бы, в этом иле, и осталось.
Берег обрывистый, с резким понижением. Протока - это река в песчаных барханах. Ил, а под илом - сразу песок. Ни одно домашнее животное никогда не сунется ни в такую крутизну, ни в такой грунт. Но даже если предположить невозможное, то следы должны идти от берега, к берегу, но никак не параллельно ему.
Картину следов вы можете видеть на фото - кто-то или что-то шло по илу, строго вдоль береговой линии, а потом просто исчезло, не выходя на берег. Смотрите сами. Фото можно увеличить.
Сейчас я приближу камеру и законтрастирую следы.
Посмотрим на отдельных фото, сделанных с разных ракурсов.
Чёрное - это ил на ярком монгольском солнце.
По некоторым вмятинам есть ощущение человеческой ноги. Уверяю вас, в этом месте я бы провалился по бёдра, и вы бы видели не только следы входа, но и мои панически попытки выбраться. Более того, этот след значительно крупнее ноги человека. А про длину шага я вообще молчу.
Видите? Видные чёткие попарные вмятины в иле. Следов выхода на берег нет. Что-то плыло вдоль берега и дотрагивалось до ила четырьмя конечностями. Что это было? Моё предположение - это был монгольский монстр, голос которого на косе озера слышал советский академик Ярмолюк ⬇️
Вечерело. Мы смотрели на воду. Начиналась вторая ночь на протоке Нурын-Холой.
Что же принесёт нам следующий день?
Большая просьба не минусовать публикацию. Вы не согласны с выводами автора? Вы не верите в реликтовых животных? Это не повод ставить минус. Нам никто не помогает. Очень трудно. Всё на свой страх и риск при огромных затратах труда и средств.
На этой протоке мы реально рисковали, так как были на одной машине без мобильной и спутниковой связи. Сел пусковой аккумулятор, и всё. Пешком до людей от этого места дойти нереально. Поэтому приберегите минусы для тех, кто ничего не делает.
Хорошо? Спасибо за понимание. Продолжение будет 🙏🏻