Найти в Дзене
Стендовый Моделизм

Электросамокат Halten Cross V.2: личный опыт ч.3

Оглавление

Как вести себя на дороге? Что докупить к электросамокату? Об этом и многом другом поговорим в этой статье!

С чего всё началось? Моя работа находится далеко от метро, ежедневно я трачу полтора часа на поездку в одну сторону, то есть 3 часа жизни с понедельника по пятницу, примерно 66 часов в месяц и 792 часа в год. Ходить пешком по 15 минут до работы и обратно, ждать автобусы по вечерам по 10-15 минут и ехать как шпротина в банке в конце концов мне надоело и призадумался я насчёт покупки средства индивидуальной мобильности, то бишь электросамоката.

На момент написания этой объёмной статьи мой накат на этом самокате составил почти 6 месяцев и 564 километра, поэтому есть что вам поведать и надеюсь, статья окажется для вас интересной и полезной. Текст получился до неприличия объёмным, поэтому он будет разделен на 3 части. Для удобства ознакомления я разбил статью на темы, так что можете выбрать те главы, которые интересуют именно вас.

Первую часть статьи с обзором и оценкой самоката Halten Cross V.2 вы можете прочитать здесь

Вторую часть с рассказом о том, какие сюрпризы подкидывать дорожники и как возить самокат в общественном транспорте, вы можете прочитать здесь

Экипировка и гаджеты

Моя повседневная экипировка: шлем, наколенники, налокотники, очки, накидка на рюкзак с индикацией поворота/остановки и перчатки.
Моя повседневная экипировка: шлем, наколенники, налокотники, очки, накидка на рюкзак с индикацией поворота/остановки и перчатки.

Теперь поговорим о том, что многие райдеры игнорируют, особенно пользователи прокатных самокатов и большое количество курьеров служб доставки - о защитной экипировке. Вообще это довольно обширная тема, я постараюсь изложить основные важные моменты. Поскольку Halten Cross V.2 развивает максимальную скорость 55 км/ч, очень остро стоит вопрос защиты. Даже на обычных самокатах с максимальной скоростью 25-30 км/ч нередки случаи серьезных травм и даже летальных исходов. При езде на самокате надо учитывать несколько опасных факторов: высокий центр тяжести (а значит меньшая устойчивость и очень большой риск полета через руль головой вперед) и маленькие колеса. Даже 10-дюймовые колеса с камерами на моём Halten, достаточно большие и мягкие по меркам самокатов, не обеспечивают должного уровня амортизации и сцепления с дорогой при наезде на ямы, различные препятствия и при езде по мокрому покрытию. Особенно по так любимым в Москве каменным тротуарным плиткам и бордюрам, которые после дождя могут превратиться в настоящий каток (имеется опыт падения на велосипеде) и по дорожной разметке ("зебры" помимо толщины с палец, по которым ездить не очень комфортно, ещё и достаточно сколькие в дождь).

Посему я обзавелся следующей экипировкой:

  • Защитные очки. Как говорил выше, остались они после увлечения страйкболом, отлично защищают от различных потенциально опасных предметов, которые могут залететь в глаза, а также от набегающих потоков воздуха и осадков. В холодную погоду, думаю, нелишней будет и тонкая балаклава.
  • Перчатки. Они тоже остались от страйкбольной экипировки, в идеале их надо бы уже заменить на новые. Рекомендую перчатки с полными пальцами, а не обрезанные, так вы можете упасть на руки и чтобы не ободрать ладони или пальцы, лучше надевать хорошие полноценные перчатки.
  • Наколенники, налокотники. Это базовый элемент защиты, который поможет вам если не точно избежать, то хотя бы минимизировать риск серьезных травм суставов и костей. Уверен, никто из вас не хочет получить перелом со смещением в районе локтя, очень болезненный, с долгим периодом восстановления (более года) и неясными перспективами возвращения подвижности локтевого сустава. Или, например, травмы коленной чашечки и сустава после неудачного приземления на колено, лечение сухожилий... Именно от таких и более мелких травм защищают налокотники и наколенники. Во всем известном спортивном магазине "С" экипа для велосипедистов слишком дорогая, так что я пошел в магазин "Д" и купил там. Наколенники неудобны, лучше их заменить, налокотники норм. Их проблема в том, что они с широкими резинками и для надежной фиксации в них нужно продевать конечности. С руками всё просто, а вот на ноги в обуви их не надешешь. Дополнительные узкие резинки хоть и держат, но наколенники оттопыриваются и могут сползти. Есть у меня другие, со страйкбольной экипы, более надежные в этом плане, но слишком уж они огромные.
  • Шлем. Шлем я взял скейтерский, также в магазине "Д", так как он дешевле велосипедного в магазине "С" и лучше защищает затылочную часть головы. К тому же на него удобнее крепить экшн-камеру, которую можно использовать не только для записи всяких интересных видосиков, но и как видеорегистратор в случае каких-то неприятных инцидентов. Конечно, такой шлем не прикрывает лицевую часть и подбородок, как у закрытых мотоциклетных шлемов, которыми пользуются райдеры на "взрослых" самокатах с максимальной скоростью от 70 км/ч и выше, но он значительно компактнее и удобнее для ежедневного ношения, при этом обеспечивает приемлемый уровень защиты от подавляющего большинства угроз. Шлем, как и налокотники, должен стать элементом вашей базовой экипировки.

Это не только моё личное убеждение, но и совет экспертов, в том числе врачей, к которым потом приезжают пациенты после происшествий с самокатами. Сергей Кейлин, врач травматолог-ортопед НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, недавно рассказывал об эффективности шлема, опираясь на исследование в медицинском журнале «The New England Journal of Medicine». В нем говорится: шлем на ⃣85% снижает риск получения травмы головы и на 85-90% риск получения тяжелой черепно-мозговой травмы.

Простой пример: вы наверняка видели летом в новостях, как сначала в Санкт-Петербурге, а через неделю в Астрахани райдеры на прокатных самокатах не поделили тротуар и врезались лоб в лоб. На широкой, ровной и освещенной дороге люди, не знакомые с ПДД и не представляющие, что встречного человека следует объехать справа, просто ехали друг на друга как на средневековом турнире. Итог плачевный - приезд скорой, сотрясение мозга, госпитализация. Если рассмотреть эту ситуацию подробнее, то давайте представим, что ехали они в "медленной зоне", у каждого из них была скорость 15 км/ч. Нетрудно сложить эти скорости, чтобы понять, что люди столкнулись лбами на скорости 30 км/ч. Вне "медленных зон" столкновение головами встречных самокатчиков происходит на скорости до 50 км/ч. Какие от таких столкновений могут быть травмы без защитной экипировки, думаю, можно не расписывать.

При этом учтите, что безопасность требует жертв, а именно наличия большого рюкзака, в котором вы ежедневно будете экипировку перевозить. Носить её на себе, таскать в руках или пакете в транспорте очень неудобно, особенно если дорога дальняя, людей в транспорте много и стоите вы неудобно где-то в проходе. Я ещё до покупки самоката обзавелся 25-литровым рюкзаком и его как правило достаточно для поездки на работу: кроме защиты я перевожу свой фотоаппарат в сумке, одну или несколько бутылок воды и кучу всякого мелкого барахла. Добрую часть объёма занимает скейтерский шлем. Велосипедный более плоский и может вам лучше подойти, если рюкзак у вас более маленький/плоский. Иногда его, правда, не хватает, но с этим ничего не поделаешь, рюкзаки объёмом более 25 литров использовать как городские не целесообразно, да и таскать на работе не всегда удобно.

Что же до прокатных самокатов, то там очевидно, что никто не станет носить с собой экипировку ради покатушек. Отсутствие экипировки, незнание ПДД и отсутствие опыта езды на самокатах - вот основные причины почти всех происшествий. Поэтому если вы взяли прокатный самокат - будьте вдвое бдительнее, поскольку вы передвигаетесь не только без защиты, но и не знаете, куда может поехать другой такой же самокатчик. Не разъехаться на, казалось бы, широченной дороге или упасть от столкновения откуда-то сбоку или сзади - всё это может быть.

Теперь поговорим о гаджетах. Всякие примочки решают проблемы удобства и безопасности. Особенно это касается тех гаджетов, которые повышают вашу заметность на дороге, а значит снижают риски того, что вы попадете под машину или кого-нибудь собьете на тротуаре. Вот что я сейчас имею или планирую купить:

  • Держатель для телефона. Тут всё понятно, расположить телефон с навигатором на руле гораздо удобнее, чем останавливаться и смотреть в телефон (или делать это на ходу, что очень опасно для вас и окружающих).
  • Накидка на спину/рюкзак со световой индикацией поворота и остановки. Заказал эту штуковину на алике, в комплекте идет сама накидка, ремни которой регулируются и её можно пристроить на спину или рюкзак, а также пульт с креплением на руль для управления индикацией. Особенно эта штука актуальна в том случае, если вы вынуждены двигаться в тёмное время суток по проезжей части. Водители, едущие за вами, должны вас четко видеть и понимать, куда вы собираетесь поворачивать, иначе вы рискуете попасть под колеса. К тому же после езды по мокрой дороги эту накидку протереть от грязи проще, чем рюкзак. В вечернее и ночное время штука полезная и незаменимая, всем советую.
  • Специальные фонарики, вставляемые в руль. Заказал также на алике, пришлось немного подрезать для подгонки под внутренний диаметр трубок руля, сидят теперь хорошо. У левого фонарика видимо люфтят батарейки, вырубается негодяй при езде по неровной поверхности. Пока лень это исправлять. Горят фонарики в 2 режимах: прерывистый и постоянный свет. Лучше ставить на мигание, так вы будете заметнее. Также, если вы сможете ловко орудовать мизинцем при езде, их можно использовать в качестве поворотников.
  • Велосипедный фонарь с креплением на руль. Ниже я описал, почему он нужен, здесь же кратко скажу, что освещения от штатного фонаря при вечерних покатушках не хватает.
  • Зеркало заднего вида. Подобрать подходящее зеркало на алике не такая простая задача, как может показаться, поскольку внешний диаметр руля больше, чем у велосипедов. Тем не менее можно найти зеркала на резинках или вставляемые внутрь трубок руля. Я рекомендую брать зеркало побольше, чем то, которое вы можете видеть на фотографиях на моём самокате, так как в отличии от велосипеда ваши глаза находятся дальше и выше от зеркала, к тому же часть которого перекрывает ваша рука. Поэтому в маленькие зеркала очень неудобно смотреть. В целом же зеркало - штука важная, особенно при езде по проезжей части и я рекомендую не пренебрегать его установкой.
  • Замок для электросамокатов. Купленный на алике замок не отличается особой надежностью, по крайней мере в меня уверенность не вселяет. Тем не менее он компактный и если вы оставляете самокат в безопасном месте, например во внутреннем дворе вашего места работы или на пару минут, пока забежите на почту или в банкомат - то это отличный вариант. Для более опасных мест у меня есть более массивный велосипедный замок, но его я редко с собой вожу из-за больших по сравнению с этим размеров и веса.
  • В ближайшее время я обзаведусь также удлинителем заднего крыла. О том, почему он необходим, я написал ниже в разделе "Минусы электросамоката".
  • Также я планирую заказать на алике настенный держатель для самоката. Отвозить его в гараж мне не хочется, лучше повесить на стену квартиры в прихожей, это удобно и компактно.
  • Покрышки. Покрышки у Хальтена сделаны из достаточно мягкой резины и склонны к быстрому изонсу, при этом могут довольно сильно скользить по мокрым поверхностям, особенно в поворотах. Насколько их хватает я пока не знаю, но может быть имеет смысл заменить их в следующем сезоне на какие-то более продвинутые шоссейные или внедорожные аналоги. Тут я, к сожалению, не спец и если в комментариях найдутся знающие люди - буду рад советам.

Подводя итог сказанного, покатушки на электросамокате не только здорово и весело, но и опасно. Если вы не хотите стать пациентом отделения травматологии с переломанными руками и помятой черепушкой - не пренебрегайте средствами защиты и старайтесь сделать так, чтобы минимизировать риск дорожных происшествий с вашим участием.

Травмы

Не буду тут рассказывать о травмах вообще, вы наверняка читали новости и журналистские расследования про ДТП с участием самокатчиков, тем более в предыдущем разделе я немного об этом говорил. Расскажу лишь пару кейсов (то есть жизненных примеров, если не на профессиональном слэнге), которые были у меня.

Первый случай связан с падением. Как-то раз надо было забрать на КПП коробку и донести/довезти её до машины. Идти с коробкой и самокатом как-то не сподручно, верно? Решил доехать. Насчёт того, что её можно положить на деку, я как-то не догадался, так что вел самокат одной рукой, держа коробку в другой. Итог предсказуем - проехал 30 метров и упал. Скорость была около 4-7 км/ч, так что серьезных травм я избежал, маленько ободрав локоть и ладонь (для короткой поездки до КПП я не надел ни перчатки, ни налокотники). Обиднее было, что ободрал также и бок деки, подножку и отломил пластиковую заглушку на руле. Мораль сей басни такова - не пытайтесь управлять самокатом одной рукой даже на маленькой скорости и не пренебрегайте минимальными средствами защиты.

Второй случай более болезненный и связан со спусканием самоката с бордюра. У нас, как вы помните, городские власти очень любят огромные высокие каменные бордюры. Вот как-то раз спуская свой самокат с такого бордюра я по невнимательности наклонил руль в свою сторону. Задняя часть 23-килограммового электросамоката со всей дури устремилась по костяшке ноги. Удар элементом задней подвески был действительно очень болезненным, в метро у меня случился то ли перегрев из-за чрезмерно теплой одежды и духоты в старом вагоне без кондея, то ли болевой шок, но с учащенным дыханием, тошнотой и давлением таким, что музыки в наушниках из-за шума в ушах почти не было слышно мне пришлось выходить на Технопарке, сидеть дышать и пить воду. Обошлось более или менее, за 10-15 минут отдышался (благо, станция на поверхности), пару дней похромал, пару недель спадал отек и проходил синяк. До сих пор от этого удара остался рубец на ноге.

Свежий след от описанной выше истории. Чуть ниже видны отметины от тех случаев, когда я задевал ногой самокат при проходе через двери и турникеты.
Свежий след от описанной выше истории. Чуть ниже видны отметины от тех случаев, когда я задевал ногой самокат при проходе через двери и турникеты.

Моралей в этой истории даже две:

Во-первых, при спуске с бордюров и прохождении дверных проемов контролируйте свой самокат, чтобы он не ударял вам по ногам. В идеале при прохождении дверей держать самокат по центру, между ног, контролируя тем самым, что он ничего не зацепит и не повредит вам ногу. Клиренс у этого самоката такой, что удар будет по самому болезненному месту - костяшкам ног. При спуске располагайте руль прямо, не наклоняя его в свою сторону, а лучше расположите его вплотную к телу и придерживайте самокат ногой, чтобы он гарантированно не ударил вам по конечности.

Во-вторых, предпочтительнее обувь с высоким берцем. В идеале ботинки с толстым и мягким голенищем, но вполне пригодны и высокие кеды. Очевидно, что травмы от вышеизложенного случая были бы меньше, если бы я надел высокие носки и высокие кеды. Обувь с высоким берцем может защитить вас также от таких неприятных моментов, как вывихи и растяжения. В шортах я кататься не рекомендую не только из-за описанного выше, но и потому что при падении вы обдерете всё, что только можно ободрать на ногах. Джинсы/спортивки с наколенниками и высокая обувь - вот отличный аутфит для самокатчика.

Надеюсь, мои статьи были для вас полезными и помогли составить мнение о новой модели Halten Cross 2021 года, возникающих при движении ситуациях, необходимых экипировке и гаджетах и многом другом.
В следующих публикациях я попробую затронуть темы "дорожного этикета", ПДД, взаимоотношений райдеров, пешеходов и автомобилистов и, конечно, порефлексируем насчёт законодательства. Что же нам делать, кто виноват и как быть?

Буду рад вашим комментариям с советами или возражениями. Не стесняйтесь, давайте обсудим😉

Удачи на дорогах, друзья!

#обзор #гаджеты #электросамокат #москва #электросамокаты #электрический самокат #электротранспорт