Этот фильм "отстой", а другой "супер"...
Мы все оцениваем кино в категориях нравится / не нравится, но объяснить что именно и почему нам нравится - задача не из простых. В серии статей мы расскажем как разбираться из чего вообще состоят фильмы, что именно в них стоит оценивать критически, как анализировать и зачем выбирать к просмотру. Эта статья посвящена декорациям, реквизиту и дизайну.
Для того, чтобы зритель понимал смысл рассказанной в фильме истории ему нужно разобраться в характере главных персонажей. Понять их чувства, страхи, мотивы, ценности. В кино героев характеризует не только то, что они говорят и делают. Огромное значение для понимания личности персонажа играет то, во что он одет, где он живет и какие предметы его окружают. Все, что создается в фильме художником по костюмам, художником-постановщиком, декоратором, бутафором и реквизитором.
Кино - это визуальный вид искусства. И особую роль в любой киноленте имеет цвет. Цвет создает то или иное настроение, служит подсказкой в интерпретации сюжета.
Реалистичное использование цветов будет создавать ощущение документалистичности происходящего на экране. И наоборот, искаженные, слишком яркие или тусклые цвета усиливают эффект сюрреализма.
Цвет может многое символизировать, усиливать драматичность эпизода или служить неким абстрактным символом в рамках общего художественного замысла.
Каждый цвет вызывает у нас определенные ассоциации и пробуждает определенные чувства. Несмотря на то, что наш личный опыт взаимодействия с разными цветами отличается друг от друга, нам всем свойственны общекультурные трактовки цвета:
- Красный - это кровь, жизнь, огонь, разрушение, смерть, сила, война, агрессия, любовь, страсть
- Желтый - это свежесть, оптимизм, ненависть, зависть, свобода, чистота, яркость
- Зеленый - это природа, рост, умиротворенность, сигнал двигаться вперед, если речь о цвете лица, то это болезнь
- Синий - это вода, небо, мороз, меланхолия, вера, сопротивление, пассивность, спокойствие
- Белый - это невинность, чистота, медицина, а для китайцев означает скорбь
- Черный - это прах, смерть, горе, сила
Художники-постановщики вместе с режиссером создают целый мир, в котором живут их герои. Они тщательно отбирают не только цвет костюмов, волос и грима. Также заранее определяют расцветки и архитектуру комнат, зданий и всего мира. В идеале каждый предмет реквизита и декора, появляющийся на экране, имеет свой смысл и служит созданию образа героев и объясняет сущность сцены.
Например, в триллере "Китайский квартал" 1974 года речь идет о расследовании преступлений в городе, построенном в пустыне. Те, кто управляет водными ресурсами, обладают огромной властью. Исходя из этого цветовая палитра фильма - это все, что ассоциируется с засухой и пустыней: серые, кремовые и коричневые костюмы, деревянная мебель, вездесущее превалирование цвета сухого песка и выжженой травы. При этом фильм залит палящим солнечным светом, что усиливает эффект засухи. А каждый этап расследования сопровождается с подъемом главного героя по ступенькам вверх...
В драме "Она" 2013 г. цветовая палитра отлично отражает характер и сущность главного героя. В первые секунды фильма мы видим героя, окруженного цветами теплых тонов, красным и мягким розовым цветом. Зрители моментально понимают, что он чувствительный и уязвимый человек. Дизайн офиса, в котором он находится представляет собой смесь дизайна из 1960-х и 1980-х годов, но одновременно инновационные технические девайсы свидетельствуют о том, что герой находится не в прошлом, а в недалеком будущем. Герой выходит на улицу и зрители сразу понимают его отрешенность от окружающего: внешний мир монохромен, холоден и враждебен. Герой фильма - единственный, кто одет в одежду теплых тонов. И когда он заходит в здание, перед которым постелен красный ковер и открывает дверь в комнату с тепло красными стенами, зрители без лишних объяснений понимают, что он пришел к себе домой. Ведь он окружен знаковым для себя цветом.
Естественно, когда мы смотрим фильм, мы не обращаем пристальное внимание на объекты реквизита и дизайн. Однако полезно понимать, что каждый эпизод фильма мы воспринимаем в соответствии с определенной логикой. В соответствии с семиотической теорией Чарльза Сандерса Пирса мы распознаем заложенные в объекты смыслы, разграничивая их на икону, индекс и символ.
Икона - это общая картина реальности. В приведенном выше кадре из фильма "Бойцовский клуб" 1994 г. кухня в целом представляет собой икону и заставляет нас воспринимать происходящее на экране как реальность.
Индекс - это различные отсылки и подсказки, которые в рамках контекста позволяет зрителю интерпретировать реальность. В представленном кадре индексом лужат стерильная чистота белой кухни, зеленая посуда, расставленная в строгом порядке и конечно-же офисная рубашка с галстуком.
Символ - это знак, который обозначает нечто, чем не является непосредственно. В этом кадре в качестве символов можно считать присутствие двух часов - одни на руке героя и вторые круглые часы, висящие на стене с пустым гладким циферблатом.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )