Найти в Дзене
Севриновский live

Пять важнейших экспонатов Дагестанского музея изобразительных искусств, которые легко пропустить

Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой – один из самых интересных на Северном Кавказе. В нем собрана превосходная коллекция образцов прикладного искусства, которым славится республика – кубачинские и гоцатлинские ювелирные изделия, унцукульская насечка металлом по дереву, балхарская керамика… Уже этого достаточно, чтобы непременно заглянуть сюда, будучи в Махачкале. Но чтобы оценить собрание музея в полной мере, нужны знания. Самые ценные экспонаты не бросаются в глаза. Но за каждым из них стоит большая история.

Фрагмент кайтагской вышивки в ДМИИ им П.С. Гамзатовой
Фрагмент кайтагской вышивки в ДМИИ им П.С. Гамзатовой

1. Кайтагская вышивка

Два образца кайтагской вышивки встречают посетителей на втором этаже сразу возле лестницы. Цвета поблекли от возраста, однако замысловатый орнамент удивительно современен. Линии искривлены – мастерицы не растягивали материал на рамке, а вышивали узоры прямо на коленях. Шелковые нити были дороги, поэтому на обратной стороне полотна есть только узелки.

Кайтагская вышивка была распространена среди даргинцев. Больше всего ее образцов найдено в селении Гапшима в Акушинском районе Дагестана, однако антрополог Евгений Шиллинг впервые описал ее в Кайтаге, отсюда и пошло нынешнее название. В старину вышивку использовали во время хтонических обрядов, когда мир людей соприкасается с миром духов – ей накрывали колыбель с младенцем, украшения невесты или лицо покойного. Причем клали вышивку узором вниз – не для красоты, а для защиты от потусторонних сил. Хранили ее на видном месте, натягивая на шерстяные или соломенные подушки.

В начале XX века старинные языческие традиции стали угасать. Кайтагскую вышивку по-прежнему клали в приданое, но перестали ценить. Рачительные хозяйки пускали столетние орнаменты на подгузники, стелили их под цветочные горшки. К ученым попадали считанные экземпляры. Один из них увидел в московском Музее искусства народов Востока английский этнограф и предприниматель Роберт Ченсинер, занимавшийся кавказскими коврами. Он не без труда попал в советский Дагестан и скупил по дешевке не меньше сотни вышивок – из примерно шестисот, уцелевших до того времени. Изданный в Лондоне в 1993 году каталог «Кайтаг. Текстильное искусство из Дагестана» оказался сенсацией. Цена вышивки взлетела от 80 до 10 000 евро за штуку, после чего предприимчивые дагестанцы уже без участия Ченсинера и без красочных каталогов вывезли большинство орнаментов за рубеж. В республике остались единицы. На пару таких чудом уцелевших вышивок и можно полюбоваться в музее.

Испикская керамика в экспозиции ДМИИ
Испикская керамика в экспозиции ДМИИ

2. Испикская керамика

Эти большие зеленые и коричневые блюда из белой глины, залитой свинцовой глазурью с добавлением окиси меди, марганца, железа и хрома – пожалуй, самые загадочные из дагестанских ремесленных изделий. С кайтагской вышивкой их роднит то, что они органично смотрелись бы в музее современного искусства. Борта изделий украшены рельефными солярными знаками, фигурками скачущих коней, воинов и фантастических птиц, а центр заполнен абстрактным узором. С этих блюд никогда не ели, их использовали как защиту от сглаза и украшение кунацкой (гостевой) комнаты. В начале XIX века их делать перестали. Больше о них не известно почти ничего. Никто не знает, где они возникли, как изготавливались. Само название «испикская керамика» ввела в оборот исследовательница материальной культуры Дагестана Эльза Кильчевская. Она предположила, что эти блюда производили в лезгинском селении Испик. Однако доказательств такой гипотезы нет. Непонятно даже, делали ли эту керамику в Дагестане. Ясно лишь, что она пользовалась спросом у разных народов республики и не утратила художественной ценности по сей день.

Кубачинская резьба по камню
Кубачинская резьба по камню

3. Кубачинская резьба по камню

Туристы много времени проводят в зале ювелирных изделий у работ кубачинских мастеров. Их восхищение понятно, и в ближайшие месяцы я рассчитываю посвятить этим экспонатам отдельный пост. Скромно стоящие в коридоре неподалеку от кайтагской вышивки образцы кубачинской резьбы по камню пользуются куда меньшим вниманием. Но специалисты ценят их гораздо выше. В Кубачинском зале Эрмитажа ювелирных изделий почти нет, зато собрана грандиозная коллекция каменных барельефов, старейшие из которых датируются XIV веком. Причем хранитель коллекции Анатолий Иванов самые древние считает также и наиболее изысканными. Ювелирное дело начало вытеснять в селении все другие виды искусства сравнительно недавно, в конце XIX века. Преемственность между ним и каменными орнаментами очевидна, и все же многое было утрачено. Растительный орнамент остался почти неизменным, но пропали изобилующие в древних образцах фигуры людей и животных. На барельефах, выставленных в музее, почти все лица и морды разбиты неизвестными вандалами. Это, скорее всего, связано с трагедией, случившейся в Кубачи между 1660-ми и 1860-ми годами. Турецкий путешественник и «блогер» XVII века Эвлия Челеби застал в селении крепость с мощными стенами, а русский востоковед академик Борис Дорн два века спустя увидел лишь дома, сложенные из обломков грандиозных старинных построек. Возможно, через село в первой половине XVIII века прошел персидский завоеватель Надир-шах, который и распорядился уничтожить каменные лица как несоответствующие нормам ислама.

Поставцы в коллекции ДМИИ
Поставцы в коллекции ДМИИ

4. Поставцы (учалтаны)

Одна из книг Роберта Ченсинера, посвященных Дагестану, называлась «Татуированные горянки и поставцы». Именно эти два столь разных явления показались этнографу, а также его дагестанским соавторам Габибу Исмаилову и Магомедхану Магомедханову, наиболее интересными. Ченсинер считал дагестанские поставцы для столовых приборов уникальным культурным наследием. И действительно – на Северном Кавказе они были распространены именно в Дагестане, причем у самых разных народов. Учалтан был не просто подставкой, он считался оберегом благополучия семьи. Сохранилось великое разнообразие дагестанских поставцов самых разных форм и размеров, украшенных и древними солярными символами, и коммунистическими звездами. Кстати, если поискать, в республике не так сложно приобрести поставец XIX века за вполне разумную цену.

Наиболее сохранившийся фрагмент панорамы Рубо
Наиболее сохранившийся фрагмент панорамы Рубо

5. Фрагменты панорамы «Штурм аула Ахульго»

В экспозиции махачкалинского музея изобразительных искусств есть полотна Родченко, Васнецова, Айвазовского и Бакста, бюст работы Антокольского. На их фоне три неравных больших полотнища с потертым, испорченным изображением теряются. Однако их история более значима, чем художественная ценность. Ведь перед нами – самая первая панорама художника-баталиста Франца Рубо. Многие видели в Москве знаменитую Бородинскую панораму, а в Крыму – величественную «Оборону Севастополя». Но слава их автора началась именно с этого плохо сохранившегося произведения. Его краски пожухли, холст протерся, но когда-то этой работе рукоплескали в Мюнхене и Париже – да так, что Рубо удостоился звания профессора Баварской академии художеств и получил французский орден Почетного легиона.

В 1886 году тридцатилетнему Францу Рубо государство заказало 19 картин на тему Кавказских войн для Храма славы в Тифлисе – нынешней Национальной картинной галереи. Панораму художник посвятил осаде селения Ахульго – одной из самых кровавых военных операций в истории региона, длившейся более двух месяцев летом 1839 года. В конце концов, аул был взят, войско Шамиля уничтожено, а сам имам чудом спасся с горсткой товарищей, собрал новую армию и продолжал войну еще двадцать лет. Рубо писал панораму в Мюнхене. Она получилась гигантской – около 120 метров в длину и 12 метров в высоту. После европейского триумфа ее привезли в Россию и демонстрировали на Нижегородской всероссийской выставке 1896 года. До того подобных произведений страна не знала. Увы, дальнейшая судьба панорамы сложилась несчастливо. В Тифлисе ее так и не выставили, она хранилась в скатанном виде в запасниках. Потом ее перевезли в питерский Артиллерийский исторический музей. Там панорама пострадала от наводнения 1924 года. Изувеченное гигантское полотно в 1928 году перевезли в Дагестан, где от него и отделили уцелевшие фрагменты. Впрочем, на соседней стенке висит хоть и не такая гигантская, зато прекрасно сохранившаяся картина Рубо на ту же тему.

Подписаться на мой канал можно здесь!